- «Expert Online» /
- 13 фев 2013, 10:20
Журналистика – профессия свободных
Алексей Волин объединил журналистское сообщество, заставив вспомнить о миссии журналиста
9 февраля на научно-практической конференции на журфаке МГУ замминистра по связи и массовым коммуникациям Алексей Волин заявил, что главная задача журналиста не «сделать мир лучше» или «нести свет истинного учения», а «зарабатывать деньги для тех, кто его нанял».
Алексей Волин объединил журналистское сообщество, заставив вспомнить о миссии журналиста
Фото: ИТАР - ТАСС
«Ребята, какая, к черту, миссия журналиста? Преданно служить хозяину и раздувать его кошелек – вот ваша миссия!» – заявил Волин.
Выступление замминистра вызвало бурную реакцию среди студентов-журфаковцев, по словам журналистки и преподавателя Светланы Распоповой, оно «отозвалось топаньем и хлопаньем в зале».
В интервью газете «Известия» Волин заявил, что выражал свое личное мнение, а не позицию министерства. Он подчеркнул, что основывался только на собственной многолетней практике в области журналистики. Напомним, что под журналистской практикой имеется в виду его работа в Агентстве печати (затем РИА) «Новости», пресс-службе администрации президента, аппарате правительства и Издательском доме Родионова.
Для России данная точка зрения не уникальна. О том, что журналисты обслуживают интересы рекламодателей и акционеров своих СМИ, говорится постоянно. Достаточно взглянуть на комментарии под каждой второй заметкой в интернет-газетах и журналах. Фактор «подкупа» используется и в политических целях, иногда и самими журналистами. Для того чтобы опорочить то или иное СМИ, оппоненты указывают на его принадлежность к тому или иному акционеру и делают выводы относительно предвзятости текстов и взглядов журналистов. Иногда данный факт имеет место, иногда нет. До сих пор было ясно одно – журналистское сообщество сильно разобщено и часто забывает о том, какова на самом деле миссия журналиста.
В связи с этим Алексея Волина можно только поблагодарить. Он сделал то, что никому до сих пор не удавалось, – объединил журналистское сообщество, заставив вспомнить о миссии журналиста. Его слова о том, что главная задача журналиста «раздувать кошелек тех, кто его нанял», вызвали единогласный негативный отпор редакторов и журналистов всех российских СМИ.
Первым с критикой слов чиновника в понедельник выступил Союз журналистов России. По мнению СЖР, «шельмование журналистики, принижение ее роли – старый политтехнологический прием». «От того, что чиновник, по долгу службы обязанный защищать общественные интересы, в том числе и в области СМИ и коммуникаций, наступил на хорошо известные грабли, журналистика не перестанет выполнять свою миссию», – уверены в Союзе журналистов.
Телеведущий Владимир Познер заявил, что у журналиста есть только один хозяин – его публика. «Понятно, что если тебя нанимают, неважно кто – государство или частное лицо, то тебя нанимают с какой-то целью, но при этом ни те ни другие не могут заставить тебя изменить журналистике», – сказал он. По словам Владимира Познера, журналистика – это такая же профессия, как, например, медицина. «Это профессия, которая требует от человека служения только одному хозяину. Этот хозяин – твоя публика. Если ты этого не делаешь, если ты не считаешь, что главное – это служение аудитории, то ты перестаешь быть журналистом или им не становишься», – добавил он.
По мнению журналиста Леонида Бершидского, «у СМИ, стремящегося изменить мир к лучшему, выше маржа, и его бизнес стабильнее», что в конечном итоге оказывается выгодно и акционеру.
Вице-президент «Медиа союза» Елена Зелинская указывает и на другие «важные обстоятельства». «У нас почти нет профильных инвесторов; для многих инвесторов СМИ является чем-то дополнительным в их жизни, а основной бизнес лежит в какой-то другой области. Они либо мало интересуются собственными изданиями, либо наоборот – их интерес избыточен. Инвестору по-настоящему следует иметь интерес в том, чтобы издание развивалось, чтобы оно соответствовало запросам читателя. То есть инвестор должен зависеть от общества», – отмечает она.
По словам Зелинской, «издание рождается на пересечении самых разных силовых линий. Здесь и инвестор, и главный редактор, и мнение самого редакционного коллектива, которое состоит из позиций каждого отдельного журналиста. Не бывает такой однозначной ситуации: все решает только журналистский коллектив, или только редактор, или только по звонку от начальства».
Жестче других на выступление Волина отреагировал Максим Шевченко, который заявил, что «эти высказывания – оскорбление журналистской профессии, оскорбление журналистов, которые погибли, исполняя свой долг». «Эти люди не были ни рабами, ни собаками, которые едят с руки хозяина. Они не отрабатывали деньги, а отстаивали принципы гражданской солидарности, свободы. Они могли быть консерваторами, либералами, могли быть левыми или правыми, но не были ручными, не обслуживали прихоти олигархов или миллионеров, – говорит он. – Я не считаю, что принципиальные журналисты остались в прошлом, в 2012 году в Дагестане убили моего друга, журналиста Хаджимурада Камалова. Сильные личности, сильные журналисты всегда имеют свои взгляды, свою позицию, это коммерческая журналистика требует не личностей, а исполнительных рабов». При этом, по словам Шевченко, многое зависит от самих журналистов. «Человек, как правило, сам позволяет себя унижать. Все тоталитарные режимы возникли не от какого-то страшного террора, не от запугивания, а оттого что люди смирялись с тем, что они едят с чьей-то руки и полностью зависимы. Замминистра описал Фирса из "Вишневого сада", слугу, бесконечно преданного хозяевам, которые его потом забыли, когда уехали», – утверждает Шевченко.
В медиахолдинге «Эксперт» также находят слова Волина неадекватными. «Слова замминистра о работе "на дядю" говорят о полном непонимании медиабизнеса, его специфики. По такому принципу можно создать газету, которую никто не будет читать. И есть газеты, имеющие огромные тиражи, но даже те, кто платит, не читают их. К сожалению, таких газет в России немало, – говорит заместитель главного редактора журнала "Русский репортер" Дмитрий Соколов-Митрич. – Конечно, и с юридической, и с моральной точки зрения человек, который платит, всегда может прийти и что-то потребовать. Но вопрос не в том, имеет ли право, а в эффективности такого подхода. Если богатый человек хочет создать издание или телеканал, реально влияющий на общественное мнение, на ситуацию в стране, и при этом будет каждую неделю приходить и указывать сотрудникам, как надо работать, он не достигнет желаемой цели, не получит канал, который влияет на происходящее. И примеров такого неэффективного вмешательства много. Инвесторы тоже бывают умные и глупые. Чем сложнее бизнес, тем больше он зависит от неявных, нематериальных вещей и тем большей мудростью должен обладать инвестор. Если ты хочешь сделать бизнес не на золоте и нефти, а исключительно из человеческого интеллекта, характера, воли, должен доверять команде, которую сам набрал и которая должна создать нужную тебе продукцию, давать ей какой-то карт-бланш, и если и вмешиваться в ситуацию, то очень аккуратно, подавлять свое желание командовать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий