Как зоотехник Константин Эрнст стал главой Первого канала
Об этом никогда не расскажут на телевидении, это тема довольно табуирована, ведь теперь Константин Эрнст стал практически небожителем, имеет персональный лифт в Останкино и всегда передвигается в сопровождении шести телохранителей. Но, как известно, для меня табуированных тем нет, ведь я не завишу от телевидения никоим образом.
Юноша Эрнст никогда и не планировал связать свою жизнь с телевидением. Он закончил зоотехнический факультет московской сельскохозяйственной академии, занимался изучением животного мира в НИИ, руководил комсомолом, защитил кандидатскую... Его даже пригласили в Кембридж на стажировку.
Казалось, Эрнст нашел себя в науке и полностью растворился в ней. Но знакомство с теле-журналистом Додолевым, который открыл Константину мир Телевидения, перевернуло представления Эрнста о ТВ, о котором он, впрочем, вообще не имел тогда никакого представления. Это было интересным и это было весьма перспективным.
Эрнст бросает науку и приходит на советском ТВ. Додолев устраивает его в студию "Видеофильм". Константин снимает первые наивные и довольно неумелые документальные короткометражки о музыке того времени ("Аквариум", "Алиса"). Но это было время перемен и любое неумелое казалось новым прорывным форматом.
В 1988 году Эрнст на частной вечеринке знакомится с популярным в то время Александром Любимовым, руководителем программы "Взгляд", и озвучивает ему свое видение на формат передач и телевидения в целом.
Любимов заинтересовался молодым человеком, который определенно подавал надежды, и решил взять его к себе на работу. Но вот где применить юношу во "Взгляде" Любимов не знал. В ведущие Эрнст не годился, отважным репортером, кочующим по "горячим точкам", Константин быть не желал, а все редакторские должности были заняты.
И Эрнст стал работать во "Взгляде", занимался, в основном, административными вопросами. Но вскоре стал для группы молодых, ярких, талантливых (но бесшабашных и несведущих в бизнес-вопросах) журналистов (Любимов, Мукусев, Политковский, Боровик) незаменимым человеком, хозяйственником, завхозом и снабженцем. По духу Эрнст был схож скорее с Владиславом Листьевым, у того тоже в голове постоянно роились новые проекты, идеи, и он понимал, на чем можно заработать и куда нужно развиваться.
У Константина была железная хватка менеджера и умение договариваться. Эрнст вечно что-то доставал, решал какие-то административные вопросы и делал это с определенным успехом. Постепенно обрастал знакомыми и связями.
Молодого человека заметили и в 1989 году зам главреда Центрального ТВ Анатолий Лысенко предлагает Эрнсту задуматься над созданием собственной программы. Так в 1991 году появился интеллектуальный "Матадор" с рассказами о творчестве, съемках, зарубежной культуре (в то время советский зритель был далек от заграничного творчества этого и передача имела прорывное реноме). "Матадор" сделал Эрнсту имя (правда, особого успеха проект не имел). И дал толчок для развития карьеры.
К тому времени "Взгляд" изжил себя, был снят с эфира, его ведущие стали делать другие проекты.
Влад Листьев организовал компанию "ВиD" и стал устраивать "видовские круизы", на океанских лайнерах (стоимость входного билета была очень высока) собиралась тусня из известных бандитов и богатых бизнесменов. Остальные журналисты занимались собственными проектами. Выпуском "Матадора" теперь занимается листьевский "ВиD".
Это было время энтузиазма, подъема, больших денег и больших возможностей. На финансовой почве ведущие "Взгляда" и рассорились в 1994 году, Листьев вообще уволил из своей компании больше половины старых сотрудников, а деньги за рекламу клал в свой карман, сам определяя, куда и что распределять. Но Эрнста оставил, если ведущих можно было менять как перчатки, то Эрнст технически был незаменим.
Ни Листьев, ни Эрнст не были талантливыми журналистами. Листьев был шоуменом и коммерсантом до мозга костей, а Эрнст умел придумывать и реализовывать интересные проекты. Позже это умение назовут продюсированием. Листьев знакомит Эрнста с журналистом Валентином Юмашевым (мужем дочери Ельцина), а тот уже знакомит Константина с Березовским. А всемогущий олигарх Березовский в то время контролировал ОРТ.
Эрнст не светился в эфирах, но он наравне с режиссером Иваном Демидовым и Андреем Разбашем определял политику программ, оказывал влияние на продвижение отечественного телевидения.
Березовский продавил в Кремле приватизацию ОРТ, Листьев становится его генеральным директором, Эрнст по-прежнему за кулисами, он руководит творческими направлениями и сеткой вещания, по сути, уже управляет телевидением.
1 марта 1995 года Листьева убивают, а Березовский предлагает Эрнсту пост гендиректора ОРТ. Тот отказывается, но позже занимает пост генерального продюсера канала. А в октябре 1999 года таки становится гендиректором ОРТ, совмещая должность генпродюсера ОРТ. И в 1999 году Эрнст знакомится с молодым премьером Путиным, у которого уже сформировалась в голове идея отстранения олигархов от влияния на телевизионные каналы и управлении ими с помощью доверенных лиц. Эрнст Путину понравился, показался компетентным и знающим в вопросах управления ТВ, впрочем, так оно и было.
И вскоре для российского телевидения приходит ползущая "Хрустальная ночь", растянувшаяся в несколько месяцев. Началась зачистка ТВ от олигархов. Гусинского отстраняют от владения НТВ, а Березовского выдавливают из бизнеса, завязанном на ОРТ. Та же участь ждала и РЕН-ТВ.
Номинально владельцем ОРТ становится лояльный Путину олигарх Абрамович, а Эрнст, освободившись от опеки Березовского, с помощью Путина надежно закрепился на ОРТ и стал влиятельным игроком, самолично, но провластно определяющим политику российского ТВ (от людей Березовского ОРТ было очищено, а другие каналы подмяли под себя государственники Путина).
ОРТ стал "Первым каналом" не только по названию, но и по влиянию. Именно при Эрнсте пропагандистские передачи и ток-шоу стали занимать на "Первом" львиную часть прайм-тайма.
Теперь на "Первом канале" все неформально принадлежит Эрнсту, рынок рекламной продукции, медиа-проекты, решения по сетке вещания, политика передач и канала. Следует отметить, что Эрнст как созидатель - выше всяких похвал, "Первый канал" идет впереди России всей по качеству, креативу и мастерству производства передач.
Бывшему зоотехнику и снабженцу удалось сделать то, что не удалось всем талантливым журналистам-руководителям времен Перестройки - закрепить, преумножить и аккумулировать свои личную власть и влияние на ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий