24 июля Конгресс США в первый раз за много лет провел комплексные слушания относительно политики Соединенных Штатов в Центральной Азии. Участники и приглашенные эксперты – включая одного из авторов нашего блог-сообщества «Голоса Америки» Ариэля Коэна – обсудили цели, которые преследуют США в этом регионе, а также препятствия к их осуществлению.
По их мнению, основными приоритетами США в регионе является содействие в защите населения против террористических воздействий, обеспечение независимости стран Центральной Азии, поощрение энергетического и экономического сотрудничества Запада со странами региона, а также их прогресс в области прав человека и демократии. Основными препятствиями в достижении этих целей являются возрождение исламистского экстремизма по всей Центральной Азии, конфликты между странами региона, и ограниченный политический плюрализм во многих из этих стран.
Большая часть слушаний была посвящена тому, как страны Центральной Азии могут поддержать политику США в Афганистане. Серьезную озабоченность конгрессменов вызвало решение Кыргызстана, недавно подтвержденное, потребовать от вооруженных сил США прекращения использования центра транзитных перевозок «Манас» в 2014 году.
Роберт Блэйк, помощник государственного секретаря по вопросам Центральной и Южной Азии, пояснил, что Соединенные Штаты ранее вели переговоры с Кыргызстаном и другими правительствами по поводу сохранения военного доступа США в страны региона после 2014 года. Он отметил, что Вашингтону в первую очередь необходимо договориться с Кабулом о роли Пентагона в Афганистане после 2014 года, а уже затем определять – о какой поддержке вести речь с соседними государствами. В свою очередь, стоит отметить, что афганско-американские переговоры по новому сотрудничеству в области безопасности и соглашения о статусе сил будут завершены только в следующем году.
Блейк отметил, что, несмотря на то, что США хотят продолжить использование базы «Манас» и после 2014 года, Вашингтон не ищет постоянных военных баз в Центральной Азии. Хотя власти Кыргызстана четко дали понять о своем желании прекратить аренду центра в Манасе в 2014 году, в прошлом Кыргызстан уже менял свое решение о прекращении американского присутствия, есть вероятность того, что база все же сохранится.
Блейк и члены Конгресса подчеркнули необходимость поддержки гражданского общества, верховенства закона, прав человека и демократических реформ в Центральной Азии. Касательно этого они отдали должное Кыргызстану, в котором недавно прошли свободные и честные парламентские выборы. Но в то же время представители администрации подчеркнули, что США хотели бы видеть дальнейший прогресс в достижении национального примирения между этническими киргизами и узбеками в Кыргызстане, в том числе прекращение жестокого обращения с заключенными и привлечение виновных в этом к ответственности.
На слушаниях Блэйк высоко оценил роль Узбекистана в региональной поддержке Афганистана, отметил важность строительства железной дороги, соединяющей Афганистан и Центральную Азию, и обеспечения электричества для жителей Афганистана. Он также добавил: «Мы высоко ценим центральную роль Узбекистана в Северной распределительной сети», по которой США снабжают войска, находящиеся в Афганистане. Некоторые участники слушаний резко критиковали Пакистан за блокирование поставок НАТО через свою территорию с ноября 2011 года, но они также подвергли Узбекистан за нарушения прав человека.
Блэйк сообщил, что США и узбекские власти определили повестку дня третьей сессии ежегодных двусторонних американо-узбекских консультаций, которые состоятся в следующем месяце. Она включает двустороннее сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других областях. Первые два раунда ежегодных консультаций прошли в Вашингтоне в декабре 2009 года и в Ташкенте в феврале 2011 года соответственно.
Еще одним вопросом вызывающим беспокойство у Узбекистана является строительство Рогунской ГЭС в соседнем Таджикистане. Таджикские власти видят плотину в качестве основного способа увеличения собственного производства электроэнергии, в то время как узбекские власти опасаются, что плотина повлияет на региональные ресурсы воды, и может поставить Ташкент в зависимость от Душанбе. По словам Блэйка, поскольку вопросы энергетики и водных ресурсов являются причиной напряженности между двумя странами, США пытается повлиять на Таджикистан и убедить не начинать строительство плотины и остановку водного потока, пока Всемирный Банк не завершит оценку технических, экономических, экологических и социальных последствий данного проекта.
Ричард Вайц – старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне.
По их мнению, основными приоритетами США в регионе является содействие в защите населения против террористических воздействий, обеспечение независимости стран Центральной Азии, поощрение энергетического и экономического сотрудничества Запада со странами региона, а также их прогресс в области прав человека и демократии. Основными препятствиями в достижении этих целей являются возрождение исламистского экстремизма по всей Центральной Азии, конфликты между странами региона, и ограниченный политический плюрализм во многих из этих стран.
Большая часть слушаний была посвящена тому, как страны Центральной Азии могут поддержать политику США в Афганистане. Серьезную озабоченность конгрессменов вызвало решение Кыргызстана, недавно подтвержденное, потребовать от вооруженных сил США прекращения использования центра транзитных перевозок «Манас» в 2014 году.
Роберт Блэйк, помощник государственного секретаря по вопросам Центральной и Южной Азии, пояснил, что Соединенные Штаты ранее вели переговоры с Кыргызстаном и другими правительствами по поводу сохранения военного доступа США в страны региона после 2014 года. Он отметил, что Вашингтону в первую очередь необходимо договориться с Кабулом о роли Пентагона в Афганистане после 2014 года, а уже затем определять – о какой поддержке вести речь с соседними государствами. В свою очередь, стоит отметить, что афганско-американские переговоры по новому сотрудничеству в области безопасности и соглашения о статусе сил будут завершены только в следующем году.
Блейк отметил, что, несмотря на то, что США хотят продолжить использование базы «Манас» и после 2014 года, Вашингтон не ищет постоянных военных баз в Центральной Азии. Хотя власти Кыргызстана четко дали понять о своем желании прекратить аренду центра в Манасе в 2014 году, в прошлом Кыргызстан уже менял свое решение о прекращении американского присутствия, есть вероятность того, что база все же сохранится.
Блейк и члены Конгресса подчеркнули необходимость поддержки гражданского общества, верховенства закона, прав человека и демократических реформ в Центральной Азии. Касательно этого они отдали должное Кыргызстану, в котором недавно прошли свободные и честные парламентские выборы. Но в то же время представители администрации подчеркнули, что США хотели бы видеть дальнейший прогресс в достижении национального примирения между этническими киргизами и узбеками в Кыргызстане, в том числе прекращение жестокого обращения с заключенными и привлечение виновных в этом к ответственности.
На слушаниях Блэйк высоко оценил роль Узбекистана в региональной поддержке Афганистана, отметил важность строительства железной дороги, соединяющей Афганистан и Центральную Азию, и обеспечения электричества для жителей Афганистана. Он также добавил: «Мы высоко ценим центральную роль Узбекистана в Северной распределительной сети», по которой США снабжают войска, находящиеся в Афганистане. Некоторые участники слушаний резко критиковали Пакистан за блокирование поставок НАТО через свою территорию с ноября 2011 года, но они также подвергли Узбекистан за нарушения прав человека.
Блэйк сообщил, что США и узбекские власти определили повестку дня третьей сессии ежегодных двусторонних американо-узбекских консультаций, которые состоятся в следующем месяце. Она включает двустороннее сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других областях. Первые два раунда ежегодных консультаций прошли в Вашингтоне в декабре 2009 года и в Ташкенте в феврале 2011 года соответственно.
Еще одним вопросом вызывающим беспокойство у Узбекистана является строительство Рогунской ГЭС в соседнем Таджикистане. Таджикские власти видят плотину в качестве основного способа увеличения собственного производства электроэнергии, в то время как узбекские власти опасаются, что плотина повлияет на региональные ресурсы воды, и может поставить Ташкент в зависимость от Душанбе. По словам Блэйка, поскольку вопросы энергетики и водных ресурсов являются причиной напряженности между двумя странами, США пытается повлиять на Таджикистан и убедить не начинать строительство плотины и остановку водного потока, пока Всемирный Банк не завершит оценку технических, экономических, экологических и социальных последствий данного проекта.
Ричард Вайц – старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий