пятница, 26 апреля 2024 г.

 


Хит всех времён, который обеспечил ABBA мировую славу — и стал культовым даже среди панков и металлистов

5K прочитали

Сенсационная победа ABBA на конкурсе «Евровидение» в 1974 году с песней «Ватерлоо» не была гарантией немедленного и продолжительного успеха во всем мире. В течение следующего года зарубежными территориями, наиболее восприимчивыми к творчеству шведского квартета, были лишь Австралия и Новая Зеландия. А затем вышел сингл, который навсегда изменил судьбу команды...

Когда в августе 1974 года Агнета, Бьорн, Бенни и Фрида вошли в Glenstudio, расположенную в стокгольмском пригороде Штоксунде, их перспективы на дальнейший международный успех выглядели если не мрачными, то туманными.

Сенсационная победа ABBA на конкурсе «Евровидение» в 1974 году с песней «Ватерлоо» не была гарантией немедленного и продолжительного успеха во всем мире.

После «Евровидения» их успех на родине и в других частях Северной Европы был устойчив. Но в Великобритании — самой важной стране для продвижения поп-музыки — после «Ватерлоо» ничего не складывалось.

22 и 23 августа ABBA записали минусовки к трём новым песням, среди которых была и «SOS», которая в тот момент носила рабочее название «Turn Me On». Бенни Андерссон сыграл на клавишных, Бьорн Ульвеус — на гитаре. Также в записи приняли участие сессионные музыканты, украсившие многие записи ABBA: гитарист Янне Шаффер, басист Майк Уотсон и барабанщик Ола Брункерт.

Окончательное название «SOS» было придумано менеджером ABBA и опытным автором текстов Стигом Андерсоном. Получился двойной палиндром: и в названии группы, и в названии песни. Однако его первый набросок англоязычного текста песни был почти полностью переписан Бьорном, превратившись в крик о помощи от имени девушки, теряющей любовь.

«Ты кажешься таким далеким, хотя ты стоишь рядом,
Ты помог мне почувствовать себя живой, но что-то умерло,
Я действительно пыталась это понять:
Что случилось с нашей любовью?
Ведь раньше было так хорошо!»

С высоты лет кажется само собой разумеющимся, что «SOS» стала безоговорочным хитом. Но в ноябре 1974 года группе посоветовали вместо неё для первого сингла с альбома выбрать «So Long», больше похожую на уже знакомую публике «Waterloo». К сожалению, ставка не сработала.

К марту 1975 года запись нового альбома, названного просто «ABBA», подходила к концу. При выборе второго сингла от «SOS» снова отказались, на этот раз в пользу «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do». Хотя песня имела гораздо больший успех на международном рынке, чем «So Long», его слегка анахроничного звучания в духе 1950-х годов было недостаточно, чтобы обеспечить успех группы в Великобритании, где она застряла на 38-м месте хит-парада.

Но ABBA не сдались. В июне 1975 года в музыкальных магазинах Скандинавии появился третий сингл — теперь это была «SOS». В сентябре британские потребители смогли его приобрести. Как оказалось, это была именно та песня ABBA, которую ждали!

Нисходящие аккорды и зловещая синтезаторная мелодия вступления задают тон хрупкому вокалу Агнеты, который звучит так, словно она едва сдерживает слёзы.

«SOS» достигла шестого места в Великобритании, задав старт череде из восемнадцати хитов, вошедших в десятку в этой стране. В других частях света успех был не менее убедительным. В Австралии сингл вызвал настоящую аббаманию. Он же занял первое место в Бельгии, Мексике, Новой Зеландии и Южной Африке, а также вошёл в пятерку лучших во многих других странах. Теперь ABBA уже точно нельзя было считать чудом лишь одного хита.

В песне в полной мере использовались все сильные стороны группы: гармония между печалью и радостью, захватывающие голоса вокалисток, поющих стройным хором, многослойный звуковой ландшафт с квазиклассическими клавишными, которые соседствуют с воздушными гитарными аккордами.

Не все помнят, что эту жу песню на шведском языке выпустила Агнета Фельтског на своём сольном альбоме «Elva Kvinnor I Eet Hus». Пластинка была выпущена сразу после того, как версия ABBA стала хитом, в конце 1975 года.

Некоторые даже утверждают, что «SOS» заслуживает высочайшего места среди непревзойдённой классики поп-музыки. По крайней мере, таково мнение такого взыскательного фаната, как Пит Таунсенд. Гитарист The Who однажды обрадовал Бьорна, когда подошёл к нему и назвал «SOS» лучшей поп-песней из всех , когда-либо написанных.

Многие артисты согласились бы с этим определением. Они с удовольствием перепевали «SOS» на все лады. Аббаманы Erasure, например, превратили её в сочный восьмидесятнический синти-поп.

В 1990-е за классику взялись немецкие герои евродэнса E-Rotic.

Звучал хит ABBA и в формате панка, и в виде тяжмета, и в фанк-версии — всякий раз вполне убедительно:

Свои варианты композиции — очень разные — записали Питер Сетера и Крис де Бург. Не считая десятков других артистов...

На контрасте — мрачная, минималистическая кавер-версия героев бристольского трип-хопа Portishead. Видео заканчивается кадром Бет Гиббонс, которая протягивает зрителю руку помощи. И цитатой Джо Кокс — политика Лейбористской партии, застреленной в 2016 году: «У нас гораздо больше общего, чем того, что нас разделяет».

Комментариев нет:

Отправить комментарий