Весь Париж встал в очередь, чтобы увидеть эту аморальную иллюстрацию к скандальной поэме
Среди экспонатов Музея изящных искусств во французском Бордо есть картина, одновременно странная и притягательная. Ее композиция и сюжет с трудом читаются современным зрителем. А в момент своего первого представления публике это полотно стало причиной громкого скандала. В 1878 году ее увидели зрители, но не на художественном салоне, а в витрине мебельного магазина.
«Это же просто иллюстрация!»
26-летний художник Анри Жерве уже был признанным мастером, когда ему пришла идея пикантного сюжета для новой картины. Он вдохновился модной поэмой Альфреда Мюссе «Ролла» о развратном и уставшем от собственных любовных похождений герое.
Воображение художника будоражила кульминационная сцена этой истории. Молодой человек по имени Жак Ролла стал жертвой своих пагубных страстей, он болен и разорен, поэтому решает свести счеты с жизнью. Но прежде чем сделать это, развратник совершает последнюю на своем пути покупку – невинность юной Марион, с которой проводит ночь. За это он отдает матери девушки все свои оставшиеся деньги. Утро Жак встречает, любуясь юностью и прелестью девушки, принимает яд и умирает.
Живописное полотно «Ролла» Анри Жерве представил как иллюстрацию к поэме. Первоначально картина была включена в каталог Парижского художественного салона 1878 года, но была снята с экспозиции за несколько дней за открытия выставки. Внимательно рассмотрев эту работу Жерве, организаторы сочли ее аморальной.
Слишком откровенно даже для натурщицы
Центр композиции - сияющая белизной постель под пышным балдахином. На смятых простынях спит совершенно обнаженная девушка. Ее юное тело представлено зрителю в откровенной позе, которая смущала даже искушенную парижскую публику.
На дальнем плане, у распахнутой балконной двери, стоит сам Ролла. Еще мгновение – он примет яд и все будет кончено. Но сейчас он смотрит на ту, чье тело стало его собственностью на целую ночь.
На переднем плане – груда одежды, в которой угадываются детали гардероба проститутки. Корсет вывернут наизнанку, белой стороной наружу. По элементам отделки понятно, что снаружи он обтянут красной тканью. Приличные девушки так не одеваются. Брошенные на пол белоснежные юбки, перчатки на подлокотнике кресла и другие дамские вещи буквально пронзает мужская трость. Это недвусмысленный намек на то, что происходило здесь совсем недавно между мужчиной и девушкой. Очевидно и то, что изображена не супружеская спальня.
Для реализации творческого замысла художник пригласил известную натурщицу Эллен Андре. Но когда даже такая, как бы сейчас сказали, незакомплексованная девушка увидела этюд к картине, она потребовала Жерве пририсовать к ее телу другое лицо. Эллен отказалась от портретного сходства героини картины с собой.
В чем аморальность?
Организаторов художественного салона возмутила не обнаженная натура, а антураж, в котором изображена девушка. Красота человеческого тела воспевалась в античных и романтических сюжетах. Но никогда до Жерве проститутки не изображались привлекательными, а сцены разврата – такими манящими и светлыми. В художественной традиции старались избегать подобных сюжетов. Если и брались за них, то выбирали исключительно мрачные тона, которые должны вызывать отвращение, передавать всю мерзость происходящего.
«Ролла» же очаровывает нежным светом, плавностью линий, воздушностью. Художник бесстыдно любуется каждой деталью и заставляет зрителя делать то же самое. Жерве не удалось убедить комиссию в том, что это иллюстрация к поэме. Ведь он изобразил не человеческую трагедию опустившихся людей, а неприличную сцену с участием молодого мужчины и проститутки.
В поэме утренняя сцена – последняя в жизни Жака Ролла, которая наполнена трагизмом и безысходностью. Да и для юной Марион жизнь разделилась на «до» и «после». А на картине Жерве ничего этого нет. Сияющий свет, сладострастная полуулыбка девушка, полурасстегнутая рубашка мужчины рассказывают зрителю совсем другую, пошлую и непристойную историю. Никто ни о чем не сожалеет и ничем не разочарован.
Как превратить скандал в рекламу
Анри Жерве оскорбился действиями экспертов. Он уже был обладателем престижной награды – Медали Парижского художественного салона 1877 года. Отказ выставлять его работу возмутил художника. В ответ он сделал неожиданный ход: отдал «Ролла» своему другу, владельцу мебельного магазина.
Три месяца мимо этого заведения на улице Шоссе-д’Антен было невозможно пройти в буквальном смысле. Аморальная картина размером 1,76х2,21 м была выставлена на всеобщее обозрение в самой большой витрине мебельного магазина, причем совершенно бесплатно. Ежедневно поглазеть на нее приходили толпы людей. Даже извозчики останавливались напротив, чтобы пассажиры имели возможность рассмотреть «Ролла» во всех деталях.
Сам Анри Жерве через много лет после этого признался журналистам, что злорадствовал тогда. Его забавляло, бессилие экспертов и представителей художественного сообщества. Они ничего не могли поделать в этой ситуации. В газетах постоянно появлялись заметки о происшествиях у витрины с «Ролла» - там дамы падали в обмороки, разгорались скандалы и драки, собирались дорожные пробки из экипажей. То, что сейчас называют информационным поводом, возникало в связи с этой картиной регулярно. Благодаря этому имя Анри Жерве узнал не только весь Париж, художник приобрел поистине мировую известность.
«Ролла» стала первой картиной, в которой художник привлек внимание к проституции, рассматривая ее с нового ракурса. Женщина, торгующая телом, изображена привлекательной и желанной, а не падшей, недостойной, униженной. В этом состоял вызов лицемерному обществу, который поддержали многие живописцы того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий