Биография Натальи Селезневой
Селезнёва Наталья Игоревна (р. 1945) – российская актриса театра и кино. Популярность ей принесли телевизионный спектакль «Кабачок «13 стульев» и ставшие классикой советские комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». В 1976 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля культуры Польши, в 1996 году – Народной артистки России.
Рождение и семья
Наталья появилась на свет 19 июня 1945 года в Москве. Родители её принадлежали к людям творческих профессий. Мама, Селезнёва Елена Семёновна, работала художником-иллюстратором. Папа, Полинковский Игорь Николаевич, профессионально занимался фотографией, был достаточно знаменитым в Советском Союзе фотографом.
С мамой у Наташи была особенная связь, знакомые даже прозвали их «сообщающимися сосудами». Уже будучи взрослой женщиной, Наталья продолжала оставаться «маминой девочкой». С папой у неё не сложились столь близкие отношения. Мама говорила, что «между ней и Наташей в родильном доме забыли перерезать пуповину». Возможно, поэтому при получении паспорта дочь решила взять фамилию матери – Селезнёва, хотя до этого была Полинковской.
Первый актёрский опыт
В актёрское ремесло Наталья пришла рано и совершенно случайно. Шестилетняя девочка на улице привлекла внимание актёра Центрального театра Советской Армии Михаила Майорова. Малышке предложили играть одну из главных ролей в постановке «Тридцать сребреников». Ей достался персонаж маленькой американки Глории. Каждый день мама водила Наташу на репетиции, помогала учить текст, постепенно театральное искусство стало вызывать у малышки всё больший интерес. Эту роль она играла в течение трёх лет.
А вот в школу маленькая Селезнёва ходить вообще не хотела. Она до сей поры с ужасом вспоминает, как мама привела её в первый класс, вынула маленькую руку из своей и усадила за парту. Все десять лет учёбы вызывали у Наташи отвращение. Она готова была делать, что угодно – помогать маме дома по хозяйству, мыть посуду, заниматься уборкой, покупать продукты в магазине, лишь бы не ходить на уроки.
С таким отношением к учёбе Наталья посчитала безумным счастьем, когда её пригласили на съёмки фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер». Сценарист Агния Барто видела Наташину игру на театральной сцене, и, когда собрались снимать картину, она сказала: «Нужна только это девочка». Так малышка хотя бы на время была избавлена от мучительных школьных занятий и оказалась вместе с мамой в Ленинграде, где проходили съёмки.
Город на Неве показался тогда Наташе сказочным с волшебным зданием «Эрмитаж», большой рекой, Зимним Дворцом, сфинксами и Казанским собором. Их поселили с мамой в гостинице «Астория», кушать спускались в ресторан, а в свободное время ходили в музеи, где, надев смешные тапочки, рассматривали бесконечные картины.
Юность
Во время учёбы в школе Наталья сыграла ещё в фильме «Девочка и крокодил» Катю Пастушкову и Лизу в лирической комедии «Алёнка».
Несмотря на съёмки в кино и игру на театральной сцене, связывать свою жизнь с актёрской профессией Наташа не мечтала. Она росла девочкой с комплексами, в школе училась плохо. Из-за слабой успеваемости её даже не сразу принимали в пионеры и в комсомол.
А в подростковом возрасте Селезнёва ещё очень сильно вытянулась, в школе её стали дразнить «дылдой». Она сильно переживала из-за своего роста, но потом мудрая мама отдала четырнадцатилетнюю Наташу на секцию баскетбола, где её недостаток сразу же превратился в достоинство.
Правда, спорт Наталью не увлёк, и в последнем классе она не на шутку заболела театром. К этому времени они с мамой стали заядлыми театралками, посещали премьеры, пересмотрели все постановки в театре Вахтангова. Получив аттестат о среднем образовании, Наташа стала студенткой Щукинского училища на курсе театрального режиссёра, знаменитого актёра и педагога Бориса Захавы.
Начало карьеры
Во время учёбы Наташа сыграла Лидочку в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Для этой роли режиссёр отобрал её из трёхсот претенденток, несмотря на высокий рост. Персонаж Лидочки сделал Селезнёву знаменитой. С другими актёрами, снимавшимися в комедии, она получила свою первую награду – кинопремию «Серебряный дракон Вавеля» в Чехословакии.
Зарекомендовав себя комедийной актрисой и получив диплом театрального училища, Наташа оправилась на пробы в Театр сатиры. Главный режиссёр Плучек Валентин Николаевич принял её с первого же прослушивания. Для Селезнёвой это была большая удача, так как театр в то время гремел, а в состав труппы входили сплошные звёзды – Вера Васильева, Андрей Миронов, Михаил Державин, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт.
«Кабачок «13 стульев»
Одновременно с началом Наташиной театральной карьеры стартовала развлекательная юмористическая передача на телевидении «Кабачок «13 стульев». Ей предложили в проекте роль пани Катарины (дочки счетовода Вотрубы из польского кабачка). В Советском Союзе «Кабачок» с невероятной быстротой набирал популярность, что сделало Селезнёву ещё более знаменитой.
Около четырнадцати лет выходил на экраны советского телевидения «Кабачок «13 стульев». В нём работали многие актёры Театра сатиры, поэтому коллектив сложился очень дружный. Сниматься было легко, хотя очень сильно уставали. Помимо съёмок артисты принимали участие в творческих вечерах «Оружием смеха». С ними проехали по всей стране вдоль и поперёк. Некоторые переезды давались особенно тяжело – со сменой часовых поясов в Братске, Нижневартовске, Алма-Ате, Владивостоке. За день давали иногда по 3-4 концерта. Но это время Наташа вспоминает как самое весёлое и счастливое.
Однако у сумасшедшей популярности «Кабачка«13 стульев» была и обратная сторона. Режиссёры воспринимали Селезнёву как одноплановую актрису, хороших и главных ролей не предлагали. А от многих работ ей приходилось отказываться самой из-за постоянных репетиций, спектаклей, съёмок «Кабачка» и гастролей.
Кино
Из-за небольшого количества ролей в кино Наталья не страдала, ей хватало работы и без того. Фильмографию Селезнёвой нельзя назвать богатой, но своих персонажей она всегда наделяла колоритностью, зрители её героинь запоминали надолго:
- маляр Саша Крылова в комедии «Саша-Сашенька»;
- учительница литературы Лидия Николаевна в лирической комедии «Я вас любил…»;
- Принцесса в сказке «Калиф-Аист»;
- художница Наташа Кольцова в музыкальном комедийном фильме «Старый знакомый»;
- Петина мама в фильме-сказке «Приключения жёлтого чемоданчика»;
- участковый врач в комедии «Точка, точка, запятая…».
В 1973 году Наталью снова пригласил в свою комедию Леонид Гайдай. Это было 100% попадание в образ Зины (жены Шурика), а комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вошла в золотой фонд советского кинематографа. Спустя два года Селезнёва снялась в роли Танюши (жены Барыгина-Амурского) в очередной комедии Гайдая «Не может быть!» (новелла «Забавное приключение»).
Не менее яркими и эмоциональными были Наташины персонажи в таких фильмах:
- Светлана (любовница Кима Есенина) в драме «Тема»;
- Алла в комедии «Берегите мужчин!»;
- сотрудница редакции Фима Кораблёва в криминальной драме «Круг обреченных»;
- жена Михаила Татьяна в комедии «Импотент»;
- председатель МОПР Елена Дмитриевна Стасова в комедии «Воры и проститутки. Приз – полёт в космос»;
- мама Верочки Наталья Васильевна в мелодраме «Вы не оставите меня»;
- прислуга Клавдия Семёновна в сериале «Воротилы».
Последний раз Наталья Игоревна снялась в кино в 2014 году, а вот на сцену родного Театра сатиры выходила до 30 апреля 2018 года. В этот день актриса упала и получила перелом шейки бедра, ей сделали операцию.
Личная жизнь
С будущим мужем, режиссёром и актёром Владимиром Андреевым, Наташа познакомилась на съёмках сказки «Калиф-Аист» в 1968 году. Она увидела Володю, который был утверждён на главную роль Калифа, в костюмерной, куда зашла на примерку платья принцессы. Встретились взглядами, и оба сразу поняли, что это любовь. Вскоре молодые люди поженились.
В 1969 году в семье родился мальчик Егор. Наташа через четыре месяца после родов вернулась на работу. Занята была целыми днями – с утра в театре репетиции, потом съёмки «Кабачка «13 стульев», по вечерам спектакли. Домой приходила уже ближе к полуночи. Но Егор не рос за кулисами, помогала Наташина мама, она полностью посвятила себя внуку.
Как говорит сама Наталья: «Случались и у меня слёзы в подушку, но в целом считаю, что в личной жизни мне очень повезло, я счастлива». Вместе с супругом они уже более полувека.
Сын Егор не пошёл по родительским стопам и не связал свою судьбу с искусством, он учился в МГИМО и получил профессию дипломата. Долгое время по работе находился в Германии, жил в Берлине, там в первом браке в 1995 году родился старший внук актрисы – Алёшка. Когда ему было десять лет, родители расстались. Но Наталья Игоревна с внуком всегда поддерживала связь. Он увлекается рэпом, исполняет и сам занимается организацией концертов. Бабушка эту музыку не очень понимает, но к интересам Алёшки относится с уважением, даже помогла ему организовать в Питере первое выступление.
Ещё двоих внуков Колю и Лизу родила вторая невестка. Многие Наташины коллеги просят своих внучат звать их по имени, а Селезнёва настаивает, чтобы её малыши обращались к ней «бабушка». Она не пытается казаться моложе, чем есть на самом деле, не обращается за помощью к пластическим хирургам, потому что не хочет обманывать ни себя, ни окружающих. Гордится тем, что «донашивает своё лицо, потому что нет ничего страшнее стареющей «барби».
Комментариев нет:
Отправить комментарий