2020 год — пандемия
К 2019 году сервисы онлайн-бронирования, доставки и такси уже активно внедрялись повсеместно, а наступившая пандемия Covid-19 только способствовала этому развитию.
«В 2020 году в планы всех бизнесов вмешалась пандемия. Это коснулось и нас: люди оказались заперты дома и стали больше готовить самостоятельно. Привлекать новых клиентов оказалось сложнее, зато появилось время доработать сам продукт, сделать его привлекательным для более широкой аудитории. Мы расширили меню, предложили питаться четыре недели без повторов, а еще выбирать блюда в конструкторе. Перестроили внутреннюю работу — до сих пор многие сотрудники трудятся удаленно, а большая часть процессов теперь автоматизирована. Сейчас спрос на готовые рационы вернулся: после изоляции людям еще меньше хочется отвлекаться на рутинные дела», — делится опытом креативный директор сервиса доставки правильного питания Grow Food Мария Ткаченко.
Во-первых, изоляция вынудила прибегнуть к онлайн-заказам даже тех, кто раньше относился к ним скептически. Специфика российского потребителя состоит в том, что многие считают доставку еды и поездки на такси роскошью, излишеством. Пандемия помогла хотя бы немного изменить восприятие. По данным аналитического агентства Infoline, в 2020 году объем продаж продуктов через интернет увеличился в три раза по сравнению с 2019-м и составил 135 млрд рублей. Отдельно можно выделить направление экспресс-доставки (в течение часа и менее), которое развивается еще активнее, чем обычная доставка. По оценке исследовательского агентства Data Insight, в 2021 году рынок доставки продуктов питания достиг объема 329 млрд рублей, увеличившись на 159% по отношению к 2020 году.
Во-вторых, онлайн-сервисы помогли бизнесу пережить пандемию. Одним из способов компенсировать убытки для ресторанов стал запуск dark kitchen. Так поступила, например, «Кофемания» весной 2020-го.
«Когда в пандемию люди перестали выходить из дома, доставка стала единственным выходом, чтобы сохранить доступность продуктов для наших покупателей. Пандемия стала вызовом для бизнеса, 2020 год в целом изменил подход к продажам и рынок ретейла. Один из настольных авторов нашей команды — Нассим Талеб, автор теории "черных лебедей": непредвиденных случайностей, которые оказывают значительное влияние на развитие событий. Он привнес в нашу работу понятие антихрупкости — это способность под влиянием стрессовых факторов не только не разрушаться, но и становиться более устойчивым», — поделились в пресс-службе «ВкусВилла».
О росте рынка доставки еды свидетельствует и количество скачиваний специализированных приложений. Исследование технологической компании Criteo, сотрудничающей с представителями рынка e-commerce, показало, что во втором квартале 2020 года 54% российских пользователей скачали как минимум одно приложение для онлайн-покупок. При этом 42% опрошенных используют приложения по доставке еды несколько раз в неделю, 24% — раз в неделю, 14% — несколько раз в день.
2023 год — новые горизонты и новые трудности
Один из развивающихся трендов интернет-торговли и бизнеса в целом — создание цифровых экосистем. Этим крупные компании занимаются уже несколько лет, хотя об этой тенденции глава российской практики Accenture Technology Мария Григорьева рассказывала еще в 2015-м в интервью «Коммерсанту».
«Сбер», «Яндекс», VK, МТС — яркие и удачные примеры цифровых экосистем. Причем у многих из этих компаний есть собственные агрегаторы доставки продуктов и еды из ресторанов и такси. Летом 2020 года вместо приложения «Яндекс.Такси» пользователи получили «Яндекс.Go» — расширенную и улучшенную версию. Теперь это сервис не только для заказа такси, но и для вызова курьера, поиска каршеринга, заказа еды и многого другого.
Другой тренд современности — развитие беспилотных технологий. В марте 2022-го правительство утвердило экспериментальный правовой режим для применения беспилотного транспорта. При этом беспилотники должны соответствовать ряду критериев, касающихся в том числе реагирования на различные ситуации на дороге и безопасности пассажиров и других участников дорожного движения.
Сейчас беспилотное такси в Москве доступно в определенных районах: на станциях метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Чтобы прокатиться в нем, необходимо подать заявку на участие в тестировании беспилотников «Яндекса».
«С 2018 года наши беспилотные автомобили преодолели 26 млн километров», — рассказали в пресс-службе «Яндекса». Кроме того, добавились новые локации для роботов-доставщиков, помимо Москвы, Иннополиса и Мурино, — курорты Красная Поляна и Роза Хутор.
На данный момент беспилотные автомобили «Яндекса» умеют самостоятельно передвигаться из точки А в точку Б в городских условиях, соблюдают ПДД, умеют распознавать и объезжать препятствия, перестраиваться в потоке, экстренно тормозить в случае необходимости. Кроме того, на пассажирском переднем сиденье беспилотного такси всегда находится человек. У него есть E-stop — специальное устройство, которое нажатием одной кнопки безопасно останавливает автомобиль.
Однако есть ряд сложностей, которые замедляют развитие беспилотного направления. «В целом автономный транспорт — отрасль достаточно новая, поэтому все компании в активном поиске сотрудников и комплектующих. В России один из самых прогрессивных в мире законов в сфере развития беспилотных автомобилей. Действующие у нас экспериментальные правовые режимы предоставляют широкие возможности для тестирования таких технологий в условиях плотного потока машин в мегаполисе, в небольших городах с современной инфраструктурой, таких как Иннополис, а также на федеральных трассах», — делятся в пресс-службе «Яндекса».
Третий глобальный тренд — активное развитие рынка e-grocery. Российский рынок интернет-торговли продовольственными товарами — не исключение, он продолжает набирать обороты. После пандемии особенно стремительно. По данным исследовательского агентства Data Insight, объем заказов в онлайн-магазинах и сервисах доставки продуктов питания в России вырос на 75% в 2022 году, а общая стоимость достигла 553 млрд рублей — это на 66% больше, чем годом ранее. При этом игроки рынка говорят о его высоком потенциале и прогнозируют еще больший рост.
Роботизированные технологии активно проникают и на рынок e-grocery. «В Иннополисе реализован проект полностью роботизированной доставки: роботы полностью покрывают все потребности жителей города в получении заказов из "Яндекс.Еды". То есть небольшой город можно "роботизировать" уже сегодня», — объясняют в пресс-службе «Яндекса». У компании сейчас более 130 роботов-курьеров в России, и в среднем они доставляют около 10 тыс. заказов в месяц. Это число только растет, а в «Яндексе» рассказывают о часто поступающих просьбах запустить роботизированную доставку и в других городах. На самом деле то, как роботы-курьеры могут заехать в подъезд, в лифт, подняться на этаж, — это вопрос в первую очередь инфраструктуры, а не технологии.
Другой важный момент, касающийся роботизированной доставки, — это рабочие места для курьеров. Уже несколько лет в СМИ и соцсетях ведутся серьезные дискуссии о том, смогут ли роботы заменить человека на этой должности. Однако какой-либо российской статистики на этот счет найти пока не удалось. При этом в 2021 году Национальное бюро экономических исследований США, основываясь на данных с 1980 по 2020 год, сообщило, что за 40 лет из-за внедрения технологий у американских рабочих, занимающихся физическим трудом, на 15% сократились зарплаты. Безусловно, развитие искусственного интеллекта повлияло на это, хотя трудно с абсолютной уверенностью сказать, что такие изменения спровоцированы исключительно внедрением роботов. Вообще, мировое сообщество как экспертов рынка, так и курьеров озабочено перспективой замены доставщиков роботами.
В том же 2021 году в России прошла забастовка курьеров Delivery Club, которые были недовольны в том числе появлением роботов-конкурентов. Тем не менее единого мнения по этому поводу на рынке сейчас нет, хотя эксперты активно рассуждают об этом. С одной стороны, роботы не уходят на больничный, не грубят, не просят повышения зарплаты, не жалуются на погоду и другие условия труда. С другой — человеческий труд пока дешевле и эффективнее; даже несмотря на то, что в целом роботы-доставщики окупаются, их внедрение требует значительных вложений, и не только финансовых.
Кроме того, в комментарии изданию «Коммерсантъ» президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков поделился мнением, что говорить о реальной конкуренции робототехники и живых курьеров можно будет не раньше чем через пять лет в силу дороговизны разработки новых инструментов беспилотной логистики. Только стоит учитывать, что говорил он это в 2021 году, то есть вопрос должен стать актуальным уже к 2026-му. Причем необязательно это станет проблемой: сейчас спрос на курьеров на рынке значительно превышает предложение. И даже если доставщиков частично заменит ИИ, то человек все равно будет необходим, чтобы их контролировать. Не исключено, что появятся новые должности для людей, чтобы обеспечить эффективную работу роботов курьеров, которые лишь избавят человека от рутины и тяжелых условий труда.
Яркий пример развития рынка e-grocery — магазин «ВкусВилл». По итогу первого полугодия 2023 года 47% выручки магазину приносит именно онлайн-торговля. В 2019 году «ВкусВилл» запустил доставку продуктов на дом, однако она имела ограничения по времени. Через год магазин запустил загородную доставку (сейчас она доступна в 40 регионах и охватывает около тысячи населенных пунктов), а в 2021-м у магазина появилась экспресс-доставка — в течение не более получаса. Наконец, в 2022 году доставка стала круглосуточной.
«Первые тесты доставки у нас начались еще в 2013 году, но каждый раз мы говорили: "Нет, это не для нас, в доставку мы точно не пойдем". В марте 2020-го у нас работал небольшой проект "ВкусВилл Экспресс" — отдельное приложение с возможностью оформления заказа. Мы тестировали сервис и доставляли 800–1000 онлайн-заказов день. Но за несколько месяцев пандемии количество заказов выросло в 30 раз. В первые дни такого потока наше приложение упало. Тогда мы поняли, что онлайн нужен покупателям — и мы точно туда идем. Сегодня же каждый день наше мобильное приложение используют около 800 тыс. людей, а ежедневно мы доставляем примерно 300 тыс. заказов», — рассказывают в пресс-службе «ВкусВилла».
С точки зрения бизнеса у доставки есть разные способы быть прибыльной. Один из них — высокий средний чек, например, за счет наличия минимальной суммы заказа. Она есть у многих крупных игроков рынка — «Самокат», «СберМаркет». Другой вариант — платная доставка. Ее можно использовать также как инструмент для мотивации покупать больше, когда с повышением суммы непосредственно заказа снижается стоимость доставки. Так работает, к примеру, «Яндекс.Еда».
Для сравнения — данные о выручке перечисленных компаний за 2022 год. «Самокат» заработал 82,5 млрд рублей, «СберМаркет» — 103,5 млрд рублей, а оборот сегмента e-commerce «Яндекса» (туда входят «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и Delivery Club) достиг 308 млрд рублей.
Любопытно, что есть и вариант, который исключает и минимальную сумму заказа, и платную доставку. Ни того, ни другого нет у «ВкусВилла». При этом в компании заявляют, что онлайн-торговля остается прибыльной, а отсутствие ограничений — это некое «обещание», данное покупателю. Ведь в магазинах офлайн никакой минимальной суммы нет. За счет чего же тогда выходить на окупаемость? Как повышать средний чек? Ответ есть: делать онлайн-ассортимент шире, чем офлайн. Например, у «ВкусВилла» выбор в мобильном приложении больше, чем в физических магазинах, более чем в два раза. На сегодняшний день доля онлайн-продаж «ВкусВилла» составляет 47% от всех продаж. В 2022 году выручка компании составила 203,3 млрд рублей. Это больше, чем оборот «Самоката» или «СберМаркета», которые придерживаются иного подхода.
Другой важный момент для бизнеса в контексте доставки — запуск dark store. Если несколько лет назад это были прецеденты, то сейчас это настоящий тренд и даже необходимость. Около 80% онлайн-заказов того же «ВкусВилла» собирается именно на «дарксторах».
Территориальный масштаб доставки — также значимый аспект развития доставки. Города растут за счет новостроек на окраинах — до сих пор многие рестораны и магазины не доставляют заказы в эти новые районы. Причем это распространяется и на столицу тоже.
Что касается городов, в которых доступна, например, доставка «Яндекс.Еды», то в 2021 году это было 13 городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Сочи, Челябинск, Ярославль, Брянск. «ВкусВилл» же на данный момент доставляет заказы по 43 российским городам, а также в большинстве случаев за город. Причем среди этих населенных пунктов есть точки на разных концах страны: Пятигорск и Ставрополь, Белгород и Брянск, Мурманск и Оренбург, Сочи и Ростов-на-Дону, Уфа и Чебоксары и многие другие.
Притом, по данным издания «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Data Insight и Федерации рестораторов и отельеров, процент региональных заведений, которые предлагают доставку еды на дом, приближается к показателям Москвы и Санкт-Петербурга. Эксперты уточняют, что развитию регионального рынка доставки мешает дефицит курьеров.
Здесь перед компаниями стоит выбор: нанять собственный штат курьеров или воспользоваться агрегаторами. В приложении «Яндекс.Еды» пользователь видит, чей курьер доставит заказ. Сервис Grow Food и магазин «ВкусВилл» нанимают собственный штат курьеров, так же делает и «Самокат», но это другой случай — у dark store, как правило, всегда свои курьеры.
«Что касается курьерской службы, гораздо выгоднее иметь собственную. Она помогает контролировать качество доставки, снижает затраты и экономит время. А еще помогает выстроить лояльные и почти "дружеские" отношения с клиентами: курьер становится в глазах клиента не просто посредником, а возможностью напрямую соприкоснуться с брендом и почувствовать заботу. Для улучшения доставки мы используем алгоритмы для определения кратчайших маршрутов, внедряем GPS-трекинг для отслеживания местоположения курьеров и статуса доставки, обучаем персонал, собираем и анализируем данные о работе службы доставки, чтобы повысить качество обслуживания, автоматизируем процессы, а также анализируем отзывы, в том числе в соцсетях», — объясняет креативный директор Grow Food Мария Ткаченко.
Еще один современный тренд — слияние ради укрупнения и развития. Так, в 2022 году «Яндекс» приобрел сервис доставки еды Delivery Club, объединив его с «Яндекс.Едой». Сейчас и вовсе «Яндекс.Еда» вошла в состав «Яндекс Go» наряду с такси, доставкой, арендой электросамокатов, лавкой, транспортом. Двумя годами ранее Mail.ru Group и «Сбер» выкупили 75,6% «Самоката» у его финансовых инвесторов. Притом что у «Сбера» есть собственные проекты — «СберМаркет» и «СберМегамаркет», которые доставляют продукты из разных супермаркетов и гипермаркетов: от «Ашана» и «Дикси» до «Магнита» и «Ленты».
Сервисы онлайн-бронирования жилья также активно развиваются. По статистике независимого исследования OMI в марте 2022 года, растет доля онлайн-бронирований через смартфоны: 62% аудитории ищут и оплачивают отели с мобильных устройств. Это направление e-commerce сравнительно спокойно пережило пандемийный период — тяга к путешествиям у людей по всему миру вернулась довольно скоро. Хотя и для сервисов бронирования жилья пандемия стала проверкой на прочность — и они ее прошли. По данным компании Ostrovok.ru, ни одна российская платформа не закрылась.
«Поскольку границы долгое время были закрыты, сильно вырос спрос на внутренний туризм — мы, в свою очередь, использовали это время, чтобы обеспечить лучшее покрытие российских регионов, подключать больше объектов размещения в России, чтобы давать пользователям больший выбор. В этот период туристам было крайне важно оперативно получать актуальную информацию, в какие регионы разрешены туристические поездки, какие документы нужны при заселении в отель. Мы делали специальный лендинг, на котором фиксировали все изменения требований, а также интегрировали новостной блок в саму платформу: при поиске конкретного региона или страны пользователю показывался блок с актуальной информацией. Отельерам же было важно рассказывать туристам, какие меры предосторожности принимаются в их объектах, — мы также делали техническую доработку, чтобы владельцы объектов могли указывать эту информацию в карточках своих объектов.
В целом ситуация была очень нестабильная, регионы то открывались, то закрывались, из-за этого туристы часто сталкивались с необходимостью переносить или отменять бронирование. Даже когда по условиям тарифа изменение или отмена бронирования без штрафа не были предусмотрены, нам удавалось договариваться с отельерами и поставщиками о гибких условиях для наших клиентов», — говорят в пресс-службе сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Ostrovok.ru.
Последняя пара лет действительно повлияла на российский рынок краткосрочного бронирования через интернет.
В начале 2022 года зарубежные Airbnb и Booking.com приостановили свою деятельность в России. По данным издания «Деловой Петербург», на начало 2017 года на российском рынке онлайн-бронирования почти 80% занимала международная компания Booking.com. К 2022-му, по информации разных источников, эта цифра колебалась от 60 до 80%. Теперь же у отечественных компаний появилась возможность занять освободившуюся нишу — и они действительно стали активно развивать собственные платформы. Ozon, взявший курс на создание цифровой экосистемы, запустил Ozon Travel — агрегатор, который собирает предложения с сайтов, а также позволяет покупать авиабилеты. В апреле 2022-го генеральный директор Ozon Travel Михаил Осин сообщал, что ежемесячно сервисом пользуются около 3,5 млн человек.
МТС представил сервис «МТС Travel». В июле 2022 года дочерняя компания МТС приобрела компанию «Броневик» — сервис по бронированию жилья. Это стало хорошим стартом для новой платформы.
«Ранее у экосистемы МТС были различные проекты в области путешествий, но именно в прошлом году открылась перспективная рыночная ниша. Кроме того, собственный сервис бронирования отелей органично вписывается в цифровую экосистему МТС, во многом ориентированную на развлечения, к которым относятся и путешествия», — рассказал генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников в разговоре с ТАСС.
В начале 2023 года «Яндекс» запустил свою версию — «Яндекс.Путешествия», мобильное приложение для бронирования жилья как в России, так и за рубежом. Как и в Ozon Travel, тут можно не только забронировать апартаменты, но и найти билеты на транспорт или подходящие туры.
При этом в России продолжает работать — и весьма успешно — платформа Ostrovok.ru, запустившаяся десять лет назад. За последний год Ostorovok.ru на 30% увеличил количество доступных объектов размещения: сегодня он предлагает пользователям более 2 млн вариантов по всему миру. Ostrovok.ru вошел в топ-15 самых посещаемых сайтов для бронирования отелей в период с мая по июль 2023 года по версии международной аналитической платформы Similarweb.
«Мы работаем как с крупными поставщиками отелей, так и напрямую с отелями, то есть получаем от отельеров тарифы, доступность, специальные цены и прочее. Не все игроки на рынке так делают. Сегодня с нами по прямому договору работают 76 тыс. объектов, от которых мы получаем лучшие условия и цены для наших пользователей, среднемесячная посещаемость платформы достигает 20 млн визитов, что в четыре раза больше, чем год назад», — поделились в пресс-службе Ostrovok.ru.
Что касается трендов и прогнозов в сфере онлайн-сервисов краткосрочного бронирования жилья, то игроки рынка говорят об изменении поведенческой модели потребителя. Глобальные события показали, насколько нестабильна вся жизнь, насколько непредсказуемы изменения и ситуации. Если раньше люди, как правило, копили на путешествия и планировали их, то сейчас все чаще ими движет мысль «Когда, если не сейчас?». Об этом говорят в том числе данные Ostrovok.ru: высока доля спонтанных бронирований, когда до момента заезда остается не больше недели.
Одно из современных преимуществ онлайн-бронирования — возможность предоплаты на сайте. Это особенно актуально для путешествий за рубеж.
«Российские карты по-прежнему не работают за рубежом, но с помощью нашего сервиса российские туристы могут выбрать и забронировать отель за границей и моментально оплатить его картой любого российского банка. По тарифам с оплатой при заселении отельер часто "пингует" карту туриста, проводя тестовую транзакцию для подтверждения валидности карты. Соответственно, российские карты в таком случае не сработают и отельер с большой долей вероятности отменит бронирование в одностороннем порядке, не выясняя деталей. Туристы это понимают, поэтому подавляющая доля бронирований за рубежом на нашем сервисе сейчас оплачивается сразу при бронировании», — объясняют представители Ostrovok.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий