Как онлайн-площадки изменили ландшафт малого и среднего предпринимательства
Занимаясь развитием собственного бизнеса, маркетплейсы создают почву для роста малого и среднего предпринимательства. Как рассказывают в пресс-службе Lamoda, активное расширение собственной сети доставки в небольших городах и появление пунктов выдачи становится серьезным стимулом роста для бизнеса в регионе. Это видно по статистике: когда маркетплейс заходит с новой системой развития торговли, объем заказов начинает расти на 70%. В небольших городах процесс развития, начатый благодаря появлению новых технологий, может продолжаться в течение почти двух лет, рассказали в пресс-службе Lamoda.
Зачастую основной фокус крупных магазинов прямо направлен именно на развитие сотрудничества с малым бизнесом, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми. Для последних это возможность развивать онлайн-каналы продаж без дополнительных инвестиций в собственную инфраструктуру, логистику и работу с покупателями. Главное — остается возможность сконцентрироваться лишь на развитии своего продукта для покупателей. Для онлайн-магазинов это выгодно из-за увеличения позиций в каталоге и большего количества продаваемого товара.
Маркетплейсы перевернули представления о том, как можно заниматься онлайн-бизнесом. Если раньше для того, чтобы продавать свою продукцию, требовались значительные затраты для продвижения продукта и разработки торговых точек, то сейчас предпринимателем может стать любой человек, у которого есть талант, идея и доступ в интернет. По подсчетам Wildberries, после открытия логистических центров локальные предприниматели увеличивают свои продажи более чем в три раза. Такой «эффект Wildberries» достигается за счет сокращения логистического плеча, снижения операционных расходов местных продавцов и расширения их ассортимента на платформе.
При этом площадки создают новые точки роста: сейчас предприниматели могут не только продавать свои товары, но и открывать пункты выдачи заказов вместе с маркетплейсами, зарабатывая на выдаче заказов, благодаря высокому трафику и узнаваемости бренда. Перевозчики, частные предприниматели и самозанятые могут осуществлять партнерские поставки товаров между распределительными центрами и пунктами выдачи заказов. Открыть пункт выдачи сейчас можно по франшизе от Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркета».
При этом развиваются и другие программы поддержки, как финансовые, так и обучающие. В 2023 году «Яндекс.Маркет» выделил более чем 500 продавцам средства для оборота — от 15 тыс. до 4,5 млн руб. А Ozon совместно с Минэкономразвития России запустил партнерскую программу предпринимателей в центрах «Мой бизнес», в которую входят консультации от экспертов Ozon и 5 тыс. баллов на продвижение на платформе. В 2021 году маркетплейсы стали основными драйверами роста малых и средних предпринимателей и принесли им 29% выручки.
Будущее интернет-магазинов
20 лет назад покупка в интернете была довольно редким и даже рискованным мероприятием. За эти годы рынок онлайн-торговли активно эволюционировал, онлайн-магазины сильно дополнились социально-сетевой торговлей, а затем практически уступили место маркетплейсам. При этом эксперт Дамир Халилов говорит, что пик популярности онлайн-торговли еще не достигнут, до сих пор есть большой потенциал для развития — например, вхождение в активный покупательский возраст подростковой аудитории и наработка покупательских привычек у старшего поколения, все бóльшая интеграция офлайн-магазинов в онлайн-пространство и развитие платформ внутри социальных сетей, например, во «ВКонтакте».
И пока нет никаких предпосылок для того, чтобы предположить снижение популярности маркетплейсов. «Интересно, что постепенно "дикий" период работы маркетплейсов остается в прошлом, платформы внедряют все более строгие правила, связанные с проверкой отзывов, качества, пресечением серых схем продвижения своих бренда и товара. Поэтому постепенно растет порог входа для эффективной торговли на маркетплейсах», — рассказывает Халилов.
Платформы видят сейчас важный аспект будущего e-commerce в развитии кооперации и сотрудничества между ключевыми игроками в вопросах формирования стандартов взаимодействия между собой и предпринимателями. Именно подобное саморегулирование позволит онлайн-платформам укреплять принципы рыночной экономики и конкуренции на рынке, которые станут импульсами для развития всей отрасли.Со стороны продавцов сегодня существует нарастающий тренд в использовании нейросетей для работы на маркетплейсах. С одной стороны, это создание описаний, изображений продукта (иронично: из-за этого иногда размещаются изображения товара, которого не существует физически). С другой — разного рода AI-консультанты: чат-боты, которые способны отвечать на вопросы аудитории, подсказывать по ассортименту и направлять к целевому действию покупателя. Следовательно, в будущем можно ожидать большего внедрения искусственного интеллекта в работу маркетплейсов.
По прогнозам заместителя генерального директора Wildberries Алексея Духанина, благодаря удобству онлайн-покупок пользователи все чаще будут приходить на платформы за ежедневными покупками. Спрос и конкуренция будут мотивировать производителей и продавцов инвестировать в развитие своего продукта, а вместе с этим — в развитие маркетплейсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий