среда, 29 августа 2012 г.

Дерзкие замечания француза о Франции

29.08.2012
 
самых послушных нововоцарившемуся порядку, как, в общем, и политический класс. Церковный клир сам себя убеждает в том, что он враг науке и прогрессу. Нам часто может встретиться, как во многих церквях, обороняющееся и менее смирившееся законам времени низшее духовенство, в то время как высшее духовенство будет одержимо идеей быть на хорошем счету у сильных мира сего, которые удовлетворятся тем, что выдвинут его, но одновременно с этим — забудут. И именно это смирившееся и радостно сотрудничающее духовенство снабжает стадо покорными овечками или страусами, о которых выше шла речь.
Я не хочу оставлять этих страусов, потому как они слишком хорошо прячут яйца вместо того, чтобы их высиживать. Они не видят ничего, что на них наступает; они приспосабливаются к духу века, удовлетворяясь тут мессой, там — венчанием и собранием перед фамильным замком, часто просто снимаемым по случаю. Такое посредственное христианство критикуется не только христианскими полемистами, но и мыслителем-атеистом Фейербахом, который быстро обнаружил ловушку неохристианства, которое делает так, что мы отказываемся признать себя пребывающими во всецело постхристианском обществе. Это псевдохристианство предпочитает нейтральный тон — без страсти и без характера, который соответствует защите иллюзий, предубеждений и лжи, которые допущены и одобрены всеми… Речь идет о мнимом, иллюзорном христианстве — все на словах и ничего на деле, снаружи столько идей и обычаев, что его ученые и официальные представители не знают или больше не хотят знать, что оно означает.

В том же духе через полстолетия Ницше будет говорить о священниках, вылинявших в обманщиков и актеров. Атеисты приходят в бешенство, попадая на фальшивых христиан или на актеров, переодетых в доброе стадо! И конечно, с ними соглашаются! И понятно, если люди подобные Пеги или Бернаносу увидели, особенно же — во Франции, опасность от такой демонстрации псевдохристианства. Но были ли они услышаны? Я упомянул эти христианские семьи, живущие на грани общества, в котором даже земля стала враждебной (земля больше уж не покрыта "белым нарядом церквей", но супермаркетами); я, между прочим, нахожу много общего между этими традиционными католическими семьями, собирающимися вокруг крепко укорененного в вере и смелого священника и небольшими православными родами и сообществами, которые процветают сегодня в Западной Европе через двадцать лет после падения коммунизма. Им не уготована легкая часть, однако христианские общины смогли выжить среди бедствий Античности, так что…
Будем говорить ясно. Христос пришел на землю, чтобы освободить еврейский род от денежных менял и от книжников. Однако же сегодня мы живем под диктатурой рынков, экспертов и экономистов, ученых и серьезных зубрил; Он пришел, чтобы искупить наши грехи, а с нашей старой научной зрелостью мы пожинаем грязный и мерзкий долг наций. Христос возмутился и пришел в неистовство со своей спокойно сплетенной плетью, и за это его убили. И Христос — то было совсем иное, чем "негодующие", о которых трубила наша пресса. И если бы в нас была хотя бы искорка его энергии, возможно, мы могли бы спасти мир, мы — реальные христиане, а не салонные актеришки. Христианству часто грозила физическая или интеллектуальная опасность. Теперь же над ним нависли духовные и душевные угрозы. И проживать в нем будет более захватывающим опытом в плане бытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий