Долгожданный контракт
 Ожидается, что в ближайшие три года ВВС получит 24 самолета МиГ-35. Кроме того, по сообщениям информационных агентств, контракт включает опцион на поставку ещё 13 истребителей. Всего с 2008 года ВВС России заключили контракты на поставку 330 боевых машин, без учета учебно-боевых Як-130, транспортников, разведчиков и прочего. Из них - 82 самолета марки "МиГ". Около 100 машин из этого числа уже поставлены, в том числе 34 МиГ-29СМТ, которые стали самыми современными машинами этого типа в Военно-воздушных силах России.
 Однако этот заказ, равно как и контракт на закупку 24 МиГ-29К для палубной авиации, не позволяет исправить ситуацию в целом: ВВС России сегодня насчитывают около 200 МиГ-29. Их средний возраст превышает 25 лет. А техническое состояние этих машин оставляет желать лучшего. Подписанные в последние годы контракты на закупку истребителей "ОКБ Сухого" в перспективе позволят полностью обновить парк истребителей Су-27 и бомбардировщиков Су-24. Однако менять легкие фронтовые машины МиГ-29 на более дорогие машины типа Су-30 и Су-35 вряд ли целесообразно, особенно с учетом нынешней экономической ситуации.
 Таким образом, контракт на поставки МиГ-35 для ВВС можно считать "пробным шагом". Этот опыт позволит решить вопрос о дальнейшем обновлении парка МиГ-29.
 Промежуточное решение?
 Распад СССР стал тяжелым ударом для оборонки в целом, но разные компании пережили последствия этого удара по-разному. "Суховская" фирма сумела довольно оперативно "встроиться в рынок". Индийские и китайские контракты позволили выжить обоим основным серийным заводам-производителям Су-27 - Комсомольскому и Иркутскому. На сегодняшний день машины на платформе Т-10 - Су-27, Су-30 и их модификации - стали самыми продаваемыми в мире истребителями последних двух десятилетий.
 КБ имени Микояна пережило этот период не так удачно. Некоторые ошибки, допущенные еще на рубеже 80-90-х годов, в сочетании с изначальной специфичностью МиГ-29 как платформы - двухмоторный легкий истребитель - привели к тому, что коммерческие успехи марки "МиГ" в этот период оказались намного скромнее. В итоге "Микояновская" фирма отошла на второй план, вплоть до того что ее руководителями стали выходцы из КБ "Сухого". В их числе и нынешний генеральный директор ОАО "РСК МиГ" Сергей Коротков. С 1983 по 2009 год он трудился в "ОКБ Сухого" и принимал участие во многих ключевых разработках, среди которых Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, а также проект стратегического бомбардировщика Т-60 и ряд других.
 Потребители, в основном, предпочитали подержанные машины либо наиболее простые варианты новых. "Дорогие" варианты МиГ с различным современным оборудованием и вооружением, увеличенной дальностью полета приближались по цене уже к более тяжелым машинам типа Су-27. При этом они не имели таких явных преимуществ, как большая дальность полета, увеличенная боевая нагрузка, а также возможность установки более габаритных (следовательно, и более мощных) радаров.
 В корне изменить эту ситуацию может только разработка легкой машины нового поколения, способной составить пару проходящему испытания истребителю Т-50 фирмы Сухого. Судя по всему, разработка такого самолета для ВВС планируется. Во всяком случае имеется информация о намерении начать проектирование, а после 2020 года - и закупки нового легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС).
 Спорить об облике этой машины пока рано. Наиболее вероятно, что она будет представлять собой самолет с одним двигателем, максимально унифицированный (в том числе по силовой установке) с двухдвигательным Т-50, подобно тому, как это было сделано в США. Там в свое время унифицировали по двигателю тяжелые двухмоторные истребители F-15 и легкие одномоторные F-16. Кто станет разработчиком этой машины - тоже пока неясно. Но если им займется МиГ - это будет и полезно для сохранения конкурентной среды, и вполне справедливо.