Новый "перспективный авиационный комплекс дальней авиации" (ПАК ДА) заменит имеющиеся сейчас у России бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Отвечать за создание нового стратегического бомбардировщика также будет Конструкторское бюро Туполева. До начала 2014 года КБ представит министерству обороны план работ по созданию бомбардировщика и расчет стоимости этих работ.
Серийное производство самолета, по сообщениям СМИ, предполагается начать в 2020 году. Однако по другим сообщениям, 2020 год может быть лишь временем первого полета самолета. Относительно двигателей для ПАК ДА известно, что работа над ними была начата в 2011 году. Не исключается, что на самолете будет использован усовершенствованный вариант имеющихся современных двигателей, например 117С или НК-32.
Ведутся работы и над системой вооружения. Предполагается, что основным оружием самолета будут новые крылатые ракеты типа X-101 с дальностью 5500 км, кроме того, он сможет применять ракеты малой дальности и корректируемые бомбы.
На данный момент известно, что, согласно утвержденному проекту, будущий бомбардировщик будет строиться по схеме "летающего крыла", подобно американскому бомбардировщику B-2 Spirit. Пока это единственный малозаметный стратегический бомбардировщик, доведенный до стадии серийного производства. Закупочная стоимость одного бомбардировщика с комплектом принадлежностей и запчастей составляла в 1990-е годы более $900 млн. Общая стоимость разработки и производства всех самолетов составила около $45 млрд.
Вероятно, что также как и американский В-2, российский бомбардировщик будет обладать дозвуковой максимальной скоростью. Основная ставка будет сделана на дальность и малую радиолокационную заметность. В этом отношении он отличается от проекта будущего китайского стратегического бомбардировщика, который, судя по известным фото его макетов, будет являться сверхзвуковой машиной. При этом, как отмечают аналитики, финансовые издержки и технические сложности реализации китайского проекта обещают быть колоссальными, особенно если участь, что в отличие от США и России, у Китая нет никакого опыта в этой области. Фактически, если Китай захочет довести программу до стадии серийного производства, то на это придется затратить больше ресурсов, чем на обе программы разработки истребителей пятого поколения, или, например, на всю пилотируемую космическую программу.
Между тем, работа над российским самолетом начнется не с нуля. В 1970-80-е годы КБ Туполева вело работы над проектом самолета Ту-202, который должен был выпускаться в вариантах стратегического бомбардировщика и дальнего противолодочного самолета. Самолет также должен был строиться по схеме "летающее крыло". Его дальность полета должна была достигать 16000 км, а радиус действия в варианте бомбардировщика с 6 крылатыми ракетами — 5,5 тысяч километров. В 1980-е годы были проведены многочисленные аэродинамические исследования с использованием макета самолета.
Проекты новых стратегических бомбардировщиков всегда сопряжены с огромными техническими рисками. Тем не менее, успех в создании ПАК ДА может предоставить в распоряжение России эффективную глобальную ударную систему, способную поразить цель практически в любой точке планеты спустя считанные часы после получения приказа, и не нуждающуюся в базах за рубежом.