«Принуждение Израиля к миру»
Михаил Ошеров, эксперт в области экономики и политики
23 июля 2013, 10::07 Фото: facebook.com/mikhail.osherov |
Резкое усиление строительства израильских поселений на оккупированных территориях может привести в ближайшее время к невозможности создания независимого палестинского государства в принципе.
В связи с продолжением строительства израильских поселений и приходом в Израиле в марте этого года крайне правого правительства, в состав которого входят представители поселенцев, мировое сообщество резко усилило внешний нажим на государство Израиль с целью возобновления мирного процесса и создания независимого палестинского государства. Причина очень проста: резкое усиление строительства израильских поселений на оккупированных территориях может привести в ближайшее время к невозможности создания независимого палестинского государства в принципе. С технической точки зрения к этому может привести застройка нескольких квадратных километров к востоку от Иерусалима. В исторической перспективе этот процесс означает превращение Израиля в двунациональное государство, раздираемое внутренним конфликтом между двумя народами. В таком государстве будет труднее вести нормальный бизнес, производство, заниматься экспортом продукции. Поэтому многие израильские олигархи, такие как Идан Офер, заблаговременно начинают выводить часть своих активов под юрисдикцию других стран. Внешний нажим на Иерусалим сейчас осуществляется с разных направлений. Помимо дипломатии Барака Обамы и правительства США, которую осуществляет госсекретарь Керри, заметно активизировались ООН и Евросоюз. Евросоюз после политики многолетних преференций и фактического приравнивания статуса Израиля к элитному статусу членов ЕС принял новые регуляции, которые вступят в силу в 2014 году, если к этому моменту не прекратится израильская оккупация захваченных арабских территорий. Смысл регуляций – прекращение всех контактов, финансирования, инвестиций и так далее любых израильских объектов, предприятий и организаций, расположенных на оккупированных территориях. В общем-то, такие санкции будут в интересах самого Израиля. Ранее Иерусалим проводил политику предоставления льгот и финансирования поселенческой деятельности и незаконного строительства на оккупированных территориях. Это происходило за счет урезания финансирования различных программ в самом Израиле, что снижало уровень социальной защищенности и обеспеченности граждан. Теперь же льготы и финансирование, которые незаконно осуществлялись правительством на оккупированных территориях, будут частично скомпенсированы внешним бойкотом. Европейский союз для Израиля – один из ведущих экономических партнеров, израильский экспорт в страны ЕС очень важен для экономики. Многие предприятия-экспортеры, разместившие в свое время производства на оккупированных территориях, теперь будут думать о переносе своих предприятий и производств. В израильских русскоязычных СМИ незамеченной прошла важная новость из ООН. В мае организацией был обнародован подробный доклад генерального секретаря ООН об израильской оккупации Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот. В течение двух месяцев он рассматривался в экономическом и социальном совете ООН, и 19 июля подавляющим числом голосов было принято решение, текст которого подготовили Турция и Фиджи (я хочу напомнить, что на Голанских высотах в ближайшее время будет размещен именно фиджийский воинский контингент с дополнительными военно-техническими полномочиями), в котором содержится как важная фактическая часть, содержащая перечень израильских нарушений международного законодательства, так и постановляющая часть, содержащая большое количество различных рекомендаций, а также: 17. вновь заявляет о важности возобновления и ускорения переговоров в рамках мирного процесса на основе соответствующих резолюций Организации объединенных наций, включая резолюции Совета Безопасности 242 (1967), 338 (1973), 425 (1978), 1397 (2002), 1515 (2003), 1544 (2004) и 1850 (2008), решений Мадридской конференции, принципа «земля в обмен на мир», Арабской мирной инициативы и разработанной «четверкой» «дорожной карты», а также соблюдения договоренностей, достигнутых между правительством Израиля и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, с целью заложить основу для реализации принципа сосуществования двух государств – Израиля и Палестины, – живущих бок о бок в условиях мира и безопасности в рамках признанных границ, основанных на границах, существовавших до 1967 года, и достижения справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования; 18. просит генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее 68-й сессии через экономический и социальный совет доклад об осуществлении настоящей резолюции и, действуя в сотрудничестве с соответствующими учреждениями Организации объединенных наций, продолжать включать в доклад специального координатора Организации объединенных наций обновленную информацию об условиях жизни палестинского народа; 19. постановляет включить в повестку дня своей основной сессии 2014 года пункт, озаглавленный «Экономические и социальные последствия израильской оккупации для условий жизни палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и арабского населения на оккупированных сирийских Голанах». В общем-то, это не самое сильное постановление органов ООН по отношению к Иерусалиму, но оно означает, что вопрос оккупации Израилем палестинских и сирийских территорий в любом случае вновь будет обсуждаться на ближайшей Генеральной Ассамблее ООН. Что характерно, для мирового сообщества все израильские потуги по изменению статуса оккупированных территорий Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот являются юридически ничтожными. Сейчас происходит достаточно странное явление: в интересах еврейского народа, в том числе проживающего за пределами Израиля, на Иерусалим осуществляется международное давление с целью предотвращения уничтожения Израиля как государства еврейского народа, которое неизбежно произойдет после ликвидации возможности создания независимого палестинского государства. Окажет ли это международное давление какое-либо влияние на нынешнюю израильскую элиту, сейчас спрогнозировать довольно трудно. Военная элита, постепенно переселяющаяся на оккупированные территории, в очень малой степени подвержена такому давлению. С другой стороны, крупные фирмы, являющиеся монополистами в самом Израиле, имеют настолько большие международные перспективы, что в случае усиления внешнего давления будут просто вынуждены переносить бизнес, производства и юрисдикцию и за пределы оккупированных территорий, и за пределы собственно Израиля. Элите, проживающей в диаспоре, в большой степени нужен мирный Израиль, для того чтобы у еврейских элит не было бы проблем в своих странах проживания. Любые агрессивные действия государства наносят большой вред еврейской диаспоре, ее бизнесам и социальному статусу. Первая реакция израильских властей и политиков на действия Европейского союза была несколько истеричной, но в духе «строили и будем строить». Высказались все. Трезвых голосов против оккупации из израильского политического центра, не говоря уже о правом фланге, не прозвучало. Возможно, что более убедительным окажется тихий голос израильской экономики. Под вопрос поставлены крупные газовые сделки, в которых партнерами израильских фирм являются европейские фирмы. В частности, возможен разрыв контракта с иностранными фирмами по поводу развития газового месторождения «Левиафан» и строительства под израильской юрисдикцией завода по производству сжиженного природного газа. Бойкот европейскими партнерами израильских заводов, расположенных на оккупированных территориях, может коснуться многих предприятий и учреждений в Ариэле, Восточном Иерусалиме, Карней-Шомроне, Альпе Менаше, на Голанских высотах и так далее. Причем в некоторых случаях могут пострадать и организации, находящиеся в собственно Израиле. Условно говоря, если в какую-то общеизраильскую программу включен Ариэльский университет, то Европой может быть заморожено сотрудничество со всей программой. Или же если у предприятия есть филиал, дочернее предприятие или структурное подразделение на оккупированных территориях, то под санкции может попасть все предприятие. Это может относиться и к финансовым, и к транспортным предприятиям, которые оказывают на оккупированных территориях услуги незаконно проживающим там израильским поселенцам. После решения Евросоюза сейчас прошло еще немного времени. Крупные израильские предприятия, часть из которых занимается стратегическим планированием, сейчас внимательно изучают решения ЕС. Через какое-то время в израильской экономике будут приниматься важные решения, которые, возможно, все же повлияют на израильских политиков.
В связи с продолжением строительства израильских поселений и приходом в Израиле в марте этого года крайне правого правительства, в состав которого входят представители поселенцев, мировое сообщество резко усилило внешний нажим на государство Израиль с целью возобновления мирного процесса и создания независимого палестинского государства. Причина очень проста: резкое усиление строительства израильских поселений на оккупированных территориях может привести в ближайшее время к невозможности создания независимого палестинского государства в принципе. С технической точки зрения к этому может привести застройка нескольких квадратных километров к востоку от Иерусалима. В исторической перспективе этот процесс означает превращение Израиля в двунациональное государство, раздираемое внутренним конфликтом между двумя народами. В таком государстве будет труднее вести нормальный бизнес, производство, заниматься экспортом продукции. Поэтому многие израильские олигархи, такие как Идан Офер, заблаговременно начинают выводить часть своих активов под юрисдикцию других стран. Внешний нажим на Иерусалим сейчас осуществляется с разных направлений. Помимо дипломатии Барака Обамы и правительства США, которую осуществляет госсекретарь Керри, заметно активизировались ООН и Евросоюз. Евросоюз после политики многолетних преференций и фактического приравнивания статуса Израиля к элитному статусу членов ЕС принял новые регуляции, которые вступят в силу в 2014 году, если к этому моменту не прекратится израильская оккупация захваченных арабских территорий. Смысл регуляций – прекращение всех контактов, финансирования, инвестиций и так далее любых израильских объектов, предприятий и организаций, расположенных на оккупированных территориях. В общем-то, такие санкции будут в интересах самого Израиля. Ранее Иерусалим проводил политику предоставления льгот и финансирования поселенческой деятельности и незаконного строительства на оккупированных территориях. Это происходило за счет урезания финансирования различных программ в самом Израиле, что снижало уровень социальной защищенности и обеспеченности граждан. Теперь же льготы и финансирование, которые незаконно осуществлялись правительством на оккупированных территориях, будут частично скомпенсированы внешним бойкотом. Европейский союз для Израиля – один из ведущих экономических партнеров, израильский экспорт в страны ЕС очень важен для экономики. Многие предприятия-экспортеры, разместившие в свое время производства на оккупированных территориях, теперь будут думать о переносе своих предприятий и производств. В израильских русскоязычных СМИ незамеченной прошла важная новость из ООН. В мае организацией был обнародован подробный доклад генерального секретаря ООН об израильской оккупации Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот. В течение двух месяцев он рассматривался в экономическом и социальном совете ООН, и 19 июля подавляющим числом голосов было принято решение, текст которого подготовили Турция и Фиджи (я хочу напомнить, что на Голанских высотах в ближайшее время будет размещен именно фиджийский воинский контингент с дополнительными военно-техническими полномочиями), в котором содержится как важная фактическая часть, содержащая перечень израильских нарушений международного законодательства, так и постановляющая часть, содержащая большое количество различных рекомендаций, а также: 17. вновь заявляет о важности возобновления и ускорения переговоров в рамках мирного процесса на основе соответствующих резолюций Организации объединенных наций, включая резолюции Совета Безопасности 242 (1967), 338 (1973), 425 (1978), 1397 (2002), 1515 (2003), 1544 (2004) и 1850 (2008), решений Мадридской конференции, принципа «земля в обмен на мир», Арабской мирной инициативы и разработанной «четверкой» «дорожной карты», а также соблюдения договоренностей, достигнутых между правительством Израиля и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, с целью заложить основу для реализации принципа сосуществования двух государств – Израиля и Палестины, – живущих бок о бок в условиях мира и безопасности в рамках признанных границ, основанных на границах, существовавших до 1967 года, и достижения справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования; 18. просит генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее 68-й сессии через экономический и социальный совет доклад об осуществлении настоящей резолюции и, действуя в сотрудничестве с соответствующими учреждениями Организации объединенных наций, продолжать включать в доклад специального координатора Организации объединенных наций обновленную информацию об условиях жизни палестинского народа; 19. постановляет включить в повестку дня своей основной сессии 2014 года пункт, озаглавленный «Экономические и социальные последствия израильской оккупации для условий жизни палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и арабского населения на оккупированных сирийских Голанах». В общем-то, это не самое сильное постановление органов ООН по отношению к Иерусалиму, но оно означает, что вопрос оккупации Израилем палестинских и сирийских территорий в любом случае вновь будет обсуждаться на ближайшей Генеральной Ассамблее ООН. Что характерно, для мирового сообщества все израильские потуги по изменению статуса оккупированных территорий Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот являются юридически ничтожными. Сейчас происходит достаточно странное явление: в интересах еврейского народа, в том числе проживающего за пределами Израиля, на Иерусалим осуществляется международное давление с целью предотвращения уничтожения Израиля как государства еврейского народа, которое неизбежно произойдет после ликвидации возможности создания независимого палестинского государства. Окажет ли это международное давление какое-либо влияние на нынешнюю израильскую элиту, сейчас спрогнозировать довольно трудно. Военная элита, постепенно переселяющаяся на оккупированные территории, в очень малой степени подвержена такому давлению. С другой стороны, крупные фирмы, являющиеся монополистами в самом Израиле, имеют настолько большие международные перспективы, что в случае усиления внешнего давления будут просто вынуждены переносить бизнес, производства и юрисдикцию и за пределы оккупированных территорий, и за пределы собственно Израиля. Элите, проживающей в диаспоре, в большой степени нужен мирный Израиль, для того чтобы у еврейских элит не было бы проблем в своих странах проживания. Любые агрессивные действия государства наносят большой вред еврейской диаспоре, ее бизнесам и социальному статусу. Первая реакция израильских властей и политиков на действия Европейского союза была несколько истеричной, но в духе «строили и будем строить». Высказались все. Трезвых голосов против оккупации из израильского политического центра, не говоря уже о правом фланге, не прозвучало. Возможно, что более убедительным окажется тихий голос израильской экономики. Под вопрос поставлены крупные газовые сделки, в которых партнерами израильских фирм являются европейские фирмы. В частности, возможен разрыв контракта с иностранными фирмами по поводу развития газового месторождения «Левиафан» и строительства под израильской юрисдикцией завода по производству сжиженного природного газа. Бойкот европейскими партнерами израильских заводов, расположенных на оккупированных территориях, может коснуться многих предприятий и учреждений в Ариэле, Восточном Иерусалиме, Карней-Шомроне, Альпе Менаше, на Голанских высотах и так далее. Причем в некоторых случаях могут пострадать и организации, находящиеся в собственно Израиле. Условно говоря, если в какую-то общеизраильскую программу включен Ариэльский университет, то Европой может быть заморожено сотрудничество со всей программой. Или же если у предприятия есть филиал, дочернее предприятие или структурное подразделение на оккупированных территориях, то под санкции может попасть все предприятие. Это может относиться и к финансовым, и к транспортным предприятиям, которые оказывают на оккупированных территориях услуги незаконно проживающим там израильским поселенцам. После решения Евросоюза сейчас прошло еще немного времени. Крупные израильские предприятия, часть из которых занимается стратегическим планированием, сейчас внимательно изучают решения ЕС. Через какое-то время в израильской экономике будут приниматься важные решения, которые, возможно, все же повлияют на израильских политиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий