Губернатор Юревич Михаил Валерьевич и мифотворчество (Часть 4)
Аналитическая группа «Крылья» выпустила очередной доклад, рассказывающий о жизни и деятельности губернатора Челябинской области Михаила Юревича
Медийное пространство Челябинской области (ресурсы)
Формирование М. Юревичем собственного медиахолдинга, как главного инструмента воздействия, началось в 1999 году, когда он стал полноправным хозяином газеты «Вечерний Челябинск», крепко завоевавшей сердца читателей области в советское время и остававшейся наравне с «Челябинским рабочим» самым авторитетным региональныи изданием.
Непосвященным небезинтересна будет роль О. Грачева в этом приобретении. В 1998 году главный редактор газеты А. Драгунов и его заместитель О. Грачев пришли к выводу, что самостоятельно справиться с резким подорожанием бумаги вследствие произошедшего в стране дефолта не в состоянии - 34 акционера «Вечерки» умеют хорошо писать тексты, но у них нет денег на выпуск своего издания. По инициативе Грачева было принято решение искать для газеты инвестора, он же настоял, чтобы этим инвестором стал еще малоизвестный тогда М. Юревич.
Редактор и его заместитель начали скупать у трудового коллектива акции, объявив - у газеты будут три хозяина-акционера: Драгунов-Юревич-Грачев. После того, как скупка была произведена, Грачев и Юревич, воспользовавшись формальным поводом, избавились от Драгунова, сместив его с должности главного редактора и передав бразды правления редакцией Грачеву.
По мнению экспертов с первых же дней Юревич и Грачев поставили крест на дальнейшей судьбе «Вечерки» как общественно-политического издания, превратив газету в «медиа-дубину» и ресурс политического влияния, а не в инструмент информирования населения. Дальнейшие события полностью подтвердили правоту экспертов. Использовав по полной «Вечерку» в медиавойнах, Юревич вынужден был избавляться от убыточного и невостребованного читателями актива. И здесь он проявил чудеса предприимчивости - став мэром, он с выгодой продал убыточную газету… самому себе. Решением мэра и послушных ему депутатов городской думы, «Вечерний Челябинск» стал официальным органом гордумы Челябинска. И с тех пор выход газеты оплачивают налогоплательщики. Так нашли друг друга и проверили в деле М. Юревич и его верный помощник О. Грачев. В награду последний получил высокооплачиваемую должность вице-президента «Макфы» и статус верного соратника на долгие годы.
Не будем вдаваться в такие же подробности при переходе каждого из СМИ под контроль команды Юревича, из приведенного выше примера принципы подхода понятны и действия персон, принимающих соответствующие решения, прогнозируемы, разница в каждом случае лишь в конкретных обстоятельствах. Отметим следующее, этот процесс можно условно разделить на три этапа:
1. М. Юревич - бизнесмен и депутат ГД РФ. Все приобретения идут за счет собственных ресурсов.
2. М. Юревич - мэр г. Челябинска. К личным возможностям добавляется использование административно-финансовых ресурсов областного центра и под контроль попадают городские СМИ.
3. М. Юревич - губернатор Челябинской области. В руки попадает богатое наследство от первого вице-губернатора А. Косилова, тщательно и со знанием дела выстраивавшего под себя и с такой же целью областной медийный ресурс.
Речь в первую очередь идет об «Областном телевидении» и сомнительной с точки зрения закона, но крайне эффективной вкладки «Губерния», обязательной для размещения в СМИ всех муниципальных образований области. Естественно, что все региональные медийные ресурсы переходят под контроль нового губернатора с использованием простейшего механизма - расстановки на ключевые должности своих проверенных и преданных кадров.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день 95-98 % региональных СМИ так или иначе контролируются командой Юревича. К ним относятся:
1. Телевидение: «Областное телевидение» (кроме ЧГТРК), «Восточный Экспресс», 31 канал.
2. Радио: «Эхо Москвы-Челябинск», DFM, «Областное радио» (ныне «Бизнес ФМ»), радио «Восточный экспресс».
3. Газеты: «Южноуральская панорама», региональные вкладки федеральных изданий «МК-Урал» и «Аргументы недели – Южный Урал», «Вечерний Челябинск», «Парламентская неделя», газета регионального отделения «Единой России», «Миасский рабочий» и газеты других муниципальных образований Челябинской области, рекламно-информационая бесплатная газета «Соседи», «Челябинский караван» и другие малоизвестные рекламные издания. Особняком в этой коллекции СМИ стоит англоязычная городская газета «Челябинск сегодня», рассчитанная на иностранных инвесторов
4. Интернет-издания и информагентства: «Полит-74», «Челябинск сегодня», ИА «Доступ», ИА «Первое областное», ЛентаЧел, сайты газет «Вечерний Челябинск», «Южноуральская панорама» и региональной вкладки «МК-Урал» и 31 канала. Скандальные Ура.ру и Знак.ком. рьяно отрабатывают договора на информационное обслуживание команды губернатора.
5. Издательские дома: ИД «Губерния» (приложение «Губерния» к городским и районным газетам), издательский дом ООО «Гранада пресс» (входит в муниципальное автономное учреждение «Информационная группа «Вечерний Челябинск»). Имеется и собственная типография в Челябинске на ул. Северокрымской, отобранная у конкурентов.
Под контроль через механизм дотаций (выделения денег на содержание редакций и оплату полиграфических расходов) поставлены практически все печатные муниципальные издания городов и районов области (за исключением частных газет). Также структуры областного Правительства являются их соучредителями и могут непосредственно влиять на редакционную политику.
Медиа-ресурсы остальных игроков регионального информационного рынка при сравнении даже в совокупности настолько незначительны по своим размерам, что говорить о влиянии ими на формирование общественного мнения в области не имеет смысла.
Но поставленный под контроль и жестко управляемый медийный ресурс даже таких масштабов со временем потеряет эффективность своего воздействия на население, если все информационные поводы будут идти только от губернатора и его окружения. Нужен «независимый глас народа», по зову которого губернаторской команде можно будет смело защищать «народные интересы» и развязывать информационные войны с любым своим оппонентом.
И здесь, в первую очередь, востребованы общественники, аккумулирующие на себе народное мнение и имеющие статус для его озвучивания. Команда Юревича эффективно решила и эту задачу. Ко двору губернатора очень кстати пришлась «группа товарищей»:
- председатель Общественной палаты Челябинской области В. Скворцов, который за сохранение своего статуса, небольшое денежное вознаграждение и сокрытие неких известных посвященным нюансов готов выполнить любую волю Юревича (с такой же преданностью ранее он отрабатывал на команду Сумина);
- «правозащитник», лидер региональной организации "Челябинцы против коррупции", «информационный киллер», специализирующийся на заказных материалах в жанре «Журналистское расследование» В. Филичкин;
- преданный и проверенный командой в делах бывший депутат гордумы, руководитель челябинского представительства общественного движения «Гражданское общество», член организации «Правосознание», а ныне стараниями Юревича уполномоченный по правам человека в области А. Севастьянов;
- периодически находится дело и для многолетней ведущей 31 канала, а ныне уполномоченной по правам ребенка в регионе Маргариты Павловой-Боровченко.
С начала их использования команда Юревича получила широчайшие возможности не только формировать в СМИ нужное общественное мнение, но и официально от имени народа обращаться в любые инстанции вплоть до Президента РФ, подкрепляя заявления точно такой же позицией администрации области по «взволновавшему» общественников вопросу. Нет особого смысла подробно разъяснять, как и насколько оперативно и массированно подконтрольные команде губернатора СМИ реагируют на соответствующие заявления этих «представителей народа».
Таким образом, команда Юревича с использованием административного ресурса создала для личного использования «грозное медийное оружие», которое априори обеспечивает такой перевес сил, что не оставляет даже малейших шансов на победу на региональном информационном поле никому из оппонентов, и может себе позволить и позволяет провести информационную атаку на любую персону, независимо от статуса. Это оружие, являющееся одновременно мощнейшей пропагандистской машиной, используется командой Юревича в следующих целях:
- оказать психологическое воздействие на оппонента с целью деморализовать его и побудить совершить (отказаться от совершения) определенные действия, выгодные команде Юревича (Е. Рогоза, А. Никитин, А. Симоненко, В. Тартаковский);
- скомпроментировать руководителей федеральных органов власти в Челябинской области перед руководством этих структур и первыми лицами страны с целью продвижения «своих и более сговорчивых» кандидатов (В. Коротенко, Ф. Вяткин, А. Войтович, А. Рябченко);
- скомпроментировать оппонента и понудить его добровольно отказаться от занимаемой должности. Используется для решения кадровых вопросов внутри региона (А. Овакимян, Н. Сандаков, А. Важенин,);
- свести счеты с «личными врагами» из команды бывшего губернатора П. Сумина (А. Косилов, И. Сербинов);
- понудить представителей бизнеса к совершению желательных для команды Юревича действий (И. Зюзин, А. Аристов, В. Рашников, А. Комаров),
- отказаться от намерений участвовать в выборах или поддерживать нежелательных для команды Юревича кандидатов и в первую очередь претендующих на должности в исполнительой власти (А. Аристов, А. Барышев - Челябинск, А. Калинин - Озерск);
- обеспечить избрание «своих» кандидатов на выборах любых уровней;
- сформировать в глазах руководителей страны и населения области непогрешимый образ лидера команды М. Юревича;
- убедить население области в правоте всех решений, принимаемых командой губернатора.
Для полного понимания картины происходящего в регионе, остается разобраться, как выбираются «жертвы» информационных атак, хотя реально это для экспертного сообщества и участников областных политических и экономических процессов является секретом Полишинеля. И тем не менее…
Продолжение следует ...
Редакция сайта chelindustry.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий