вторник, 19 мая 2020 г.

Александр Васильевич Суворов: «Мы – русские, какой восторг!»

Именно с такой знаменитой фразы великого полководца начинаю эту короткую историю. На нашей земле есть места, где душа чувствует Благодать, и есть люди, которые этой душе дозволяют увидеть Горний мир.
     Троице-Сергиевая Лавра, основанная самим преподобным Сергием, маленькая девочка Настя Тюрина и Алексей Архиповский, наши русские балалаечники. И, кстати, в США продажа балалаек запрещена!
     Современные фото взяты из разных лет наших посещений Лавры.



11 августа 1337 года преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позже ставший Троице-Сергиевой Лаврой. Лавра – один из духовных центров России. О чем бы мы ни говорили – о событиях ее истории или о чудесах – мы вспоминаем всю историю России.


Это знамение произошло в Троице-Сергиевой Лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковною главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».


Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой Лавры являлись люди и даже животные, жившие в Лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.




Истории о подземных ходах есть у любого монастыря или замка. Доподлинно не известно, правда ли то, что от Троице-Сергиевой Лавры под землей раньше шли большие туннели к ближайшим скитам и монастырям (говорят о Хотьковском Покровском монастыре, пустыни Святого Духа Параклита, Гефсиманском и Черниговском скитах и др.). Об их ширине и высоте сообщается удивительное: по ним могла проехать тройка лошадей, а две телеги могли разъехаться). Есть свидетельство, что во время Великой Отечественной войны по одному из ходов в Черниговский скит доставлялось оружие и продовольствие. Ученые-этнографы настаивают на существовании таких ходов, но никаких работ по их поиску и расчистке пока не ведется.


История святых монахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябли поистине чудесна. Это уникальный случай, когда монахи участвовали в войне – ведь монахам это категорически запрещается. Их житие сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского, иноками Троице-Сергиева монастыря, тогда ещё не бывшего Лаврой. Перед началом Куликовской битвы князь Дмитрий отправился за благословением к преподобному Сергию, праведнику и чудотворцу. К большому удивлению всех, отец Сергий не только благословил князя на битву, но и дал ему двух монахов, хорошо владевших оружием. А перед битвой он постриг их в великую схиму – высший монашеский чин. Великой схимой еще называют монашескую одежду схимников с изображением креста. Идя в бой, Пересвет снял с себя все доспехи, оставшись только в схиме. Исследователи говорят, что это был тактический ход, однако верующему человеку, конечно, видится в нем и символический смысл.


Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в Лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания. Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в Лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней. Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.


Много историй хранит в себе Троице-Сергиева Лавра. В XV веке монастырь грабил и жег хан Едигей, косовские монахи бежали сюда и строили здесь первый каменный храм, Дмитрий Шемяка захватывал в плен Василия II… Позже царская чета Годуновых молилась здесь о детородии и возводила Успенский храм, Сапега и Лисовский осаждали монастырь-крепость 16 месяцев. Здесь крестился Иван Грозный, пряталась от Стрелецкого бунта царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. Сюда бежал из Москвы Петр I. Для этой Лавры писал свою знаменитую «Троицу» Андрей Рублев. Лавра жертвовала огромные средства на поддержку русского войска в 1812 году…

Китайцы и только китайцы не поленятся из Москвы в Посад приехать к 8 утра. Китайцы считаются нерелигиозной нацией. Их религии конфуцианство и буддизм больше напоминают философское учение, призывающее китайца быть настоящим человеком и порядочным гражданином своего отечества. Религия – это связь человека с Богом. У китайца, как ему внушила его культура, – это связь с миром людей и природой.
     Если в группе китайцев есть ребенок, то вам долго придется выяснять, кто его родители, так как каждый будет смотреть на него с неподдельным обожанием и проявлять заботу о нем. Китайцы очень самодостаточны и независимы. Их интересы и чувства не возникают неожиданно, все запрограммировано наперед твоим обществом, с которым ты связан крепко и навсегда. И, кажется, как далеки эти прагматичные люди от русских, непредсказуемых в своих порывах, людей. И русские богомольцы часто раздраженно недоумевают, как могут монахи – эти ученые и почти святые люди – впустить в свой монастырь столько «безбожных», вечно шумящих и беспрерывно фотографирующихся китайцев? Праведному гневу нет предела, а в это время благодать Божия незримо изливается на души этих, по мнению некоторых, «заблудших овец».

Комментариев нет:

Отправить комментарий